Американские специалисты поделились опытом преподавания гуманитарных дисциплин в технических вузах

14
июня
2016

p9 июня 2016 года в рамках модуля laquo;Актуальные направления гуманитарных наукraquo; кафедры теологии Национального исследовательского ядерного университета laquo;МИФИraquo; состоялся методический семинар на тему: laquo;Преподавание гуманитарных дисциплин в технических вузахraquo;. По приглашению Центра гуманитарных исследований НИЯУ МИФИ в он-лайн семинаре приняли участие профессор Массачусетского технологического института (США), преподаватель курса научной журналистики Томас Левенсон, профессор истории Университета штата Пенсильвания (США), автор гуманитарного курса laquo;Понятие времени в религии и наукеraquo; Рой Робсон, профессор истории Университета в Олбани (США) Надежда Киценко./p

pСтуденты Массачусетского технологического института, по словам профессора Томаса Левенсона, изучают гуманитарные науки с той же интенсивностью, как и технические и инженерные курсы. Уровень требований и ожиданий также очень высок. Студенты слушают 8 гуманитарных курсов ndash; это одна четвертая от всех дисциплин программы, необходимой для выпускника. При этом они обязаны хорошо изучить одну конкретную область в рамках кафедры. Многие студенты также получают дополнительную специальность в области гуманитаристики. Это предполагает подготовку дипломных проектов или диссертаций по восьми курсам. /p

pГуманитарные курсы в Массачусетском технологическом институте рассчитаны на небольшую аудиторию. Особое внимание уделяется занятиям по так называемым laquo;практическим гуманитарным наукамraquo;, где студенты занимаются не абстрактными и чисто научными темами, а практической деятельностью./p

pСвой курс Левенсон читает для бакалавров и аспирантов уже 13 лет. Программа MIT рассматривает журналистику не только как создание новостей, репортажей и интервью, а, прежде всего, как умение описать и донести до широкой общественности современные научные исследования и достижения. Студенты должны уметь не просто излагать сухие факты, а сообщать широким общественным аудиториям точно и ясно об открытиях в технически сложных областях в различных формах и жанрах. /p

pПо мнению Т. Левенсона, laquo;важно нести достижения науки как благую весть и уметь рассказать о них широкой аудитории. Но наука не всегда является благой. Она может нести в себе и обратное. Мы хотим, чтобы студенты критически относились к научным достижениям, и рассматривали их глубоко, учитывая их историю, социальное и культурное значениеraquo;, ndash; отметил профессор. /p

pМассачусетский технологический институт был основан в 1861 г. О преподавании гуманитарных наук в нем заговорили в 20­30­х гг. XX в. Изначально в образовательной структуре института был только один отдел гуманитарных наук, в рамках которого читались те предметы, которые казались важными на тот момент для ученых и инженеров. Впоследствии этот отдел начал делиться. Сегодня он состоит из целого ряда академических программ и департаментов, а также нескольких научных центров. /p

pВ настоящее время студенты могут посещать курсы литературы, музыки, защитить докторские программы по лингвистике, философии./p

pПрофессор Рой Робсон ndash; автор гуманитарного курса laquo;Понятие времени в религии и наукеraquo;, который является обязательным для студентов не гуманитарных факультетов Университета штата Пенсильвания (США). В своем курсе Робсон предлагает сравнить понимание времени в традиционных религиях, культурах, научных концепциях и искусстве. Знакомство с философскими и научными теориями времени от самых древних времен до наших лет, анализ понятия времени у Платона, Аристотеля, Коперника, Галилея, Ньютона, Эйнштейна, дает возможность учащимся задуматься о широком онтологическом значении времени. /p

pПри изучении каждого из разделов курса, будь то древнегреческие философы или законы Ньютона, перед студентами стоят одни и те же вопросы. Какова структура времени? Могут ли люди предсказывать будущее? Могут ли люди контролировать будущее? В этом курсе мы возвращаемся к разговору о том, изменяется ли то, что нельзя изменитьraquo;./p

pПрофессор Робсон особенно отметил, что laquo;курс обязателен для студентов, которые заранее знают, что не будут заниматься гуманитарными науками и зачастую приходят на первые занятия без энтузиазма. Однако лекции и работа с первоисточниками меняют настрой студентов. В итоге удается заинтересовать всехraquo;./p

pМодератор семинара, кандидат физико­-математических наук, заместитель заведующего кафедрой теологии НИЯУ МИФИ иеромонах Родион (Ларионов), автор спецкурса laquo;История естественнонаучных программraquo; отметил близость парадигм своей и коллеги из Университета штата Пенсильвания. Курс, во ­многом похожий на курс Робсона, читается в МИФИ уже 5 лет, и имеет статус laquo;по выборуraquo;. По мнению Ларионова, laquo;размышления о границах научных знаний способствуют тому, чтобы взглянуть на мироздание с другой стороны ndash; религиознойraquo;./p

pВ семинаре также приняла участие американский исследователь ­историк, профессор Университета в Олбани (США), Надежда Киценко, которая поделилась собственным опытом преподавания истории и культуры России, а также предметов, связанных с изучением религии в Университете в Олбани. По мнению Надежды Киценко, laquo;современные модули по гуманитаристике должны качественно измениться. У современного человека сегодня нет недостатка в информации, поэтому на первый план в преподавании выходит личное общение преподавателя со студентами, в процессе которого он делится своим исследовательским опытом, своей увлечённостью темой. Лекция, как монолог, сегодня мало интересна. Эффективен диалог, обмен мнениями, в результате которого участники дискуссии получают возможность прийти к качественным выводам и выйти на новый уровень обсуждения проблемыraquo;. /p

pВ семинаре также приняли участие старший исследователь кафедры истории церкви теологического факультета Университета Тарту (Эстония) Ирина Пярт, научные сотрудники Института всеобщей истории РАН, доценты кафедры теологии НИЯУ МИФИ А.Л. Беглов, Н.А. Белякова и другие./p

20