Письмо ректору

  Телефонный   справочник

    Электронная     почта

  Министерство образования и науки РФ
5-100.png Программа повышения конкурентоспособности
Противодействие коррупции
Наука и образование против террора
Диссертационные советы
Российский студенческий центр
Социальный навигатор
Оформление социальной студенческой карты
Study in Russia
NEVOD.png Уникальная научная установка НЕВОД
TEMP.png Турнир «ТеМП 2018»
eend_fond.png Эндаумент-фонд НИЯУ МИФИ



Партнерские связи между МИФИ и университетами США в области образования

2007 год

Открытый конкурс Федерального агентства по образованию «Развитие партнерских связей между университетами России и США»

«Совершенствование образовательной деятельности вузов России в области естественных дисциплин на основе опыта учебной работы, проводимой в университетах США», в рамках реализации  мероприятия 22 «Повышение конкурентоспособности российского образования, содействие экспорту образовательных услуг», задачи III «Повышение эффективности управления в системе образования» Федеральной целевой программы развития образования на 2006 — 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 № 803.

Университеты–партнеры в США:

  • UNIVERSITY  OF MARYLAND
  • TEXAS A&M  UNIVERSITY
  • UNIVERSITY OF TENNESSEE

Руководитель проекта в МИФИ — ректор МИФИ Стриханов Михаил Николаевич.

Руководитель проекта в Мерилендском университете — профессор, академик РАН Roald Sagdeev (Сагдеев Роальд Зиннурович).

Срок выполнения работ по проекту «Совершенствование образовательной деятельности вузов России в области естественных дисциплин на основе опыта учебной работы, проводимой в университетах США» 24 июля 2007 года — 31 октября 2007 года.

Участники проекта от МИФИ — 22 сотрудника (базовые кафедры №5, №32, №61), от Консорциума в США — 20 сотрудников.

Результаты проекта

  1. На основе сотрудничества с Мерилендским и Техасским университетами США был создан сборник аннотаций 13 модернизированных учебных программ и 7 курсов лекций естественнонаучных дисциплин. Эти учебные дисциплины охватывают весь процесс обучения и являются наиболее важными и перспективными в современных условиях. Все созданные или модернизированные в рамках выполнения государственного контракта учебные программы и курсы лекций адаптированы к двухуровневой системе «бакалавр–магистр».
  2. На сайте МИФИ была создана Web страница, посвященная международному сотрудничеству МИФИ. На этой странице помещена информация о программах сотрудничества МИФИ с Мерилендским и Техасским университетами США, о качественных и количественных показателях такого сотрудничества. На этой странице также размещены сборник аннотаций учебных программ, курсов лекций и учебное пособие по естественным дисциплинам, созданные в рамках выполнения государственного контракта П-365 от 24 июля 2007 г.
  3. С целью совместной с американскими университетами подготовки кадров естественнонаучного профиля на основе имеющегося опыта сотрудничества МИФИ с Мерилендским и Техасским университетами был разработан комплекс мероприятий, позволяющих интенсифицировать такую работу. Этот комплекс мероприятий был сформулирован в виде двух планов-проспектов развития сотрудничества МИФИ с указанными университетами. Эти планы-проспекты посвящены «Развитию совместной подготовки кадров высшей квалификации в области естественнонаучных дисциплин в МИФИ и Мерилендском университете (США)» и «Развитие магистерской программы и создание системы совместной практики в МИФИ и TAMU университете (США)». Реализация намеченных мероприятий запланирована на 2008–2009 годы и позволит количественно и качественно улучшить совместную подготовку кадров в области естественных дисциплин.
  4. Для обсуждения совместной образовательной деятельности МИФИ с университетами США, ее достижений, недостатков и имеющихся проблем в рамках исполнения государственного контракта П-365 от 24 июля 2007 был проведен международный научно-практический семинар «Двухстороннее научно-образовательное сотрудничество вузов России и университетов США в области естественнонаучных дисциплин». Семинар состоялся 23 октября 2007 г. в МИФИ. На семинаре были обсуждены следующие направления совместной деятельности вузов России и университетов США:
    • подготовка новых учебных программ и курсов лекций в вузах России в области естественнонаучных дисциплин с использованием опыта проведения учебной и методической работы в университетах США, в том числе и адаптированных к системе «бакалавр–магистр»;
    • планы-проспекты по развитию научно-образовательного сотрудничества вузов России и университетов США в области естественнонаучных дисциплин;
    • расширение обменов студентами, аспирантами, учеными и преподавателями российских вузов с американскими университетами.

В семинаре приняли участие 86 преподавателей, сотрудников и аспирантов, представляющих 4 российских университета и 4 института РАН. Заочное участие в семинаре приняли ведущие преподаватели 3 американских и 3 российских университетов.

Перед семинаром был издан и распространен среди участников «Сборник материалов семинара». Тираж сборника 100 экземпляров, объем — 5 печатных листов. Сборник разослан в 23 российских университета, представляющих 5 Федеральных округов.

Работа над настоящим проектом продемонстрировала плодотворность объединения усилий специалистов образовательных систем разных стран, возможность получить в таком объединении «новое качество» образовательного продукта, содействовать экспорту образовательных услуг. Все мероприятия, прописанные в государственном контракте П-365 от 24  июля 2007 г., выполнены. Все запланированные результаты получены. Сложившиеся при выполнении настоящего проекта связи между специалистами МИФИ с одной стороны и Мерилендского и Техасского университетов США с другой необходимо укреплять и использовать в дальнейшем. Планируется, что такое сотрудничество будет продолжено.

2008 год

Открытый конкурс Федерального агентства по образованию «Разработка новых образовательных программ и принципов организации учебного процесса в рамках развития сотрудничества университетов России и США»

Результаты, полученные в рамках Государственного контракта № П-330 от 4 июля 2008 г.

«Разработка новых образовательных программ и принципов организации учебного процесса в рамках развития сотрудничества университетов России и США во исполнение меморандума о взаимопонимании между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования США», Лот № 1 «Разработка новых образовательных программ и принципов организации учебного процесса в области естественнонаучных дисциплин в рамках образовательного сотрудничества университетов России и США»

С американской стороны в сотрудничестве по естественнонаучным дисциплинам участвовал Maryland Consortium, в который входят следующие организации: The University of Maryland, Le-high University, Texas A&M University, University of Tennessee, Department of Energy's Argonne National Laboratory and Oak Ridge National Laboratory.

В Национальной доктрине развития образования в РФ и в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. международное сотрудничество в области образования рассматривается как действенный метод повышения конкурентоспособности российской высшей школы. Поэтому укрепление и развитие партнерских связей между вузами России и университетами США, включающее расширение научных и образовательных обменов студентами, аспирантами, молодыми учеными и преподавателями, учебно-методическое сотрудничество, совместные инновационные научно-образовательные проекты, является важным элементом такого сотрудничества и служит развитию современных образовательных технологий.

Одной из сфер приложения совместных усилий образовательных систем России и США является модернизация программ подготовки нового поколения кадров в области ядерной науки и энергетики. Для нашей страны эта проблема является особенно важной в связи расширенным раз-витием ядерной энергетики и теми задачами, которые поставлены перед ядерной отраслью страны Президентом и Правительством РФ. В связи с этим подготовка высококвалифицированных кадров для ядерной отрасли является весьма актуальной задачей высшей школы России. А поскольку опыт подготовки кадров для ядерной отрасли накоплен не только в России, но и в других ядерных державах, и аналогичные кадровые проблемы имеют место во всех этих странах, возможно объединение их усилий в создании новых учебных программ и совместная методическая работа над учебными курсами естественнонаучного профиля. В частности, в образовательных программах США имеется ценный опыт как по форме организации учебного процесса, так и по существу, который было бы полезно внедрить в российские образовательные программы.

Для Московского инженерно-физического института (государственного университета) в связи с приданием ему статуса Национального исследовательского ядерного университета задача подготовки нового поколения высококвалифицированных научных кадров представляет собой основной профиль деятельности и, фактически, представляет собой государственную задачу особой важности. В рамках выполнения работ по проекту «Разработка новых образовательных программ и принципов организации учебного процесса в области естественнонаучных дисциплин в рамках образовательного сотрудничества университетов России и США» в МИФИ была предпринята попытка решения этого комплекса задач. Были проведены следующие работы.

  1. На основе сотрудничества с университетами Мерилендского Консорциума (США) были модернизированы 3 магистерских программы подготовки кадров в области естественнонаучных наук. Это программы подготовки магистров расчетно-теоретических направлений, в которых ост-ро нуждается ядерная отрасль РФ.
  2. Были разработаны 2 учебных пособия по естественнонаучным дисциплинам («Сборник тестовых задач по квантовой механике» и «Интегрируемость и стохастичность динамических систем») и 5 методических пакетов учебных курсов. Эти методические материалы адаптированы к двухуровневой системы образования и развивают важнейшего элемент образовательной системы США — тестовой системы контрольных и отчетных мероприятий.
  3. В весеннем семестре 2007–2008 учебного года в МИФИ была проведена апробация методических материалов, разработанных в пунктах 1 и 2. В апробации приняли участие около 300 студентов 3–5 курсов МИФИ. Апробация выявила достоинства предложенных материалов, высветила их недостатки. Анализ результатов апробации позволил наметить пути устранения недостатков.
  4. Для обсуждения совместной образовательной деятельности МИФИ с университетами США, ее достижений, недостатков и имеющихся проблем в рамках исполнения государственного контракта П-330 от 4 июля 2008 г. был проведен международный научно-практический семинар «Научно-образовательное сотрудничество вузов России и университетов США в области изучения естественнонаучных дисциплин». Семинар состоялся 21 октября 2008 г. в МИФИ. На семинаре были обсуждены следующие направления совместной деятельности вузов России и университетов США:
    • использование учебно-методических разработок, подготовленных с использованием опыта проведения учебной работы в университетах США;
    • концепция очно-дистанционных форм обучения в российских вузах в области естественных наук с использованием опыта университетов США;
    • расширение мобильности студентов, аспирантов, ученых и преподавателей российских вузов и американских университетов.
    В семинаре приняли участие 101 преподавателей, сотрудников и аспирантов, представляющих 7 российских университетов и 2 институтов РАН. Заочное участие в семинаре приняли ведущие преподаватели 3 американских и 3 российских университетов.
  5. Перед семинаром был издан и распространен среди участников «Сборник материалов семинара». Тираж сборника 150 экземпляров, объем – 5 печатных листов. Сборник разослан в 101 российский университет, представляющих 5 Федеральных округов.
  6. Была разработана концепция очно-дистанционных форм обучения по естественнонаучным дисциплинам. В этой концепции проведено осмысление американского опыта дистанционного обучения, намечены пути развития этой формы образовательной деятельности в МИФИ.
  7. На сайте МИФИ была создана Web страница, посвященная международному сотрудничеству МИФИ. На этой странице помещена информация о учебных программах, учебных пособиях и методических пакетах учебных курсов, разработанных в сотрудничестве с университетами Мерилендского Консорциума (США), о научно-образовательном сотрудничестве МИФИ с университетами США, концепция очно-дистанционного обучения.
  8. С целью дальнейшего развития сотрудничества с американскими университетами по подготовки кадров естественнонаучного профиля был разработан комплекс мероприятий, позволяющих интенсифицировать такую работу. Этот комплекс мероприятий был сформулирован в виде плана сотрудничества МИФИ с университетами Мерилендского Консорциума. Рабочее название этого плана — «Развитие совместной подготовки кадров высшей квалификации в области естественнонаучных дисциплин в МИФИ и Мерилендском университете (США)». Реализация намеченных мероприятий запланирована на 2009–2010 годы и позволит количественно и качественно улучшить совместную подготовку кадров в области естественнонаучных дисциплин.

Работа над настоящим проектом продемонстрировала плодотворность объединения усилий специалистов образовательных систем разных стран, возможность получить в таком объединении «новое качество» образовательного продукта, содействовать экспорту образовательных услуг. Все мероприятия, прописанные в государственном контракте П-330 от 4 июля 2008 г., выполнены. Все запланированные результаты получены. Сложившиеся при выполнении настоящего проекта связи между специалистами МИФИ с одной стороны и Мерилендского Консорциума с другой необходимо укреплять и использовать в дальнейшем. Планируется, что такое сотрудничество будет продолжено.

Методические пакеты учебных курсов

«Интегрируемость и стохастичность динамических систем»

«Квантовая механика»

«Лазеры и их применение»

«Статистическая физика»

«Теория конденсированного состояния»

Концепции развития дистанционного обучения в МИФИ

Концепция