Письмо ректору

Телефонный   справочник

Электронная     почта

Министерство науки и высшего образования РФ
5-100.png Программа повышения конкурентоспособности
Противодействие коррупции
Наука и образование против террора
Диссертационные советы
Российский студенческий центр
Социальный навигатор
Оформление социальной студенческой карты
Study in Russia
NEVOD.png Уникальная научная установка НЕВОД
TEMP.png Турнир «ТеМП 2018»
50x75.png Международная олимпиада для студентов
Олимпиада «Я - профи»
eend_fond.png Эндаумент-фонд НИЯУ МИФИ

Геоинженерия и новый коллайдер: прогноз научных достижений-2019 от Nature

27.12.2018

2018 год еще не закончился, а ученые уже строят планы на новый год. Журнал Nature опубликовал список важнейших научных событий, которые произойдут в 2019 году.

Полярные исследования
В январе 2019 года в Антарктике стартует крупнейшая за 70 лет совместная миссия американских и британских исследователей. Цель пятилетнего проекта — изучить, как отреагирует на изменения климата огромный ледник Туэйтса, который сегодня спускается к морю со скоростью 2 км в год.

Экспедиция будет использовать не только традиционные методы, но и необычные подходы, например, беспилотные подводные аппараты и оснащенных датчиками тюленей.

Европейские ученые планируют в будущем году начать бурение антарктического ледникового щита в районе Little Dome C. Если проект увенчается успехом, в руках у ученых окажется ледовый керн, содержащий информацию о климате за 1,5 млн лет. Эти данные помогут спрогнозировать последствия климатических изменения для Антарктиды и всего мира.

Китай в лидерах
В 2019 году Китай может стать крупнейшим в мире спонсором научных исследований и разработок. Правительство Поднебесной с 2003 года планомерно увеличивает расходы на науку, чтобы обойти США — но по качеству исследований пока отстает.

В Европе официальные лица попытаются прийти к соглашению о выделении €100 млрд в рамках следующей программы финансирования науки Horizon Europe, которая начнется в 2021 году. Пока неясно, какое влияние на эти переговоры окажет выход Великобритании из ЕС.

Происхождение человека
Долгое время основное внимание археологов и палеонтологов было приковано к Африке и Европе. Однако в будущем году самые яркие находки могут быть сделаны в Юго-Восточной Азии. В 2003 году здесь уже открыли новый вид человека — «хоббитов» с острова Флорес. Исследования на филиппинском острове Лузон, поселенцы которого также отличались невысоким ростом, позволят больше узнать об эволюции людей и их адаптации к окружающей среде.

Новый коллайдер
В 2019 году может начаться строительство Международного линейного коллайдера, который займется более тщательным изучением бозона Хиггса. Проект стоимостью $7 млрд планирует приютить Япония.

К сожалению, в 2018 году правительство страны не поддержало строительство коллайдера, сославшись на его высокую стоимость. До 7 марта чиновники должны огласить свое окончательное решение.

Контроль над генным редактированием
Главной научной новостью уходящего года стало заявление китайского генетика Хэ Цзянькуя о рождении первых генетически отредактированных детей. Теперь ученые ждут подтверждения или опровержения этой информации. Специалисты планируют активно работать над изучением побочных эффектов генного редактирования и попытаются обозначить рамки, контролирующие внесение изменений в наследственную ДНК человека.

Открытый доступ к публикациям
Научные журналы попытаются изменить свои бизнес-модели в соответствии с Планом S и сделать статьи доступными для всех желающих. У издателей есть год, прежде чем спонсоры научных исследований разрешат ученым выложить свои публикации в открытый доступ.

Новая «библия биобезопасности»
ВОЗ планирует серьезно пересмотреть свое Руководство по лабораторной биобезопасности к середине 2019 года — впервые за 15 лет. Этот документ содержит рекомендации по безопасному обращению с такими возбудителями, как вирус Эбола.

Внесенные изменения будут касаться оценки рисков, управления, а также подготовки лабораторного персонала. Главная их задача — сделать процедуры биобезопасности более гибкими и эффективными.

Геоинженерные эксперименты
Лучший способ борьбы с изменениями климата — снизить выбросы парниковых газов. Однако их объемы продолжают расти, поэтому для предотвращения климатической катастрофы необходимо проверить альтернативные подходы.

В 2019 году могут стартовать первые эксперименты, которые ответят на вопрос: можно ли охладить планету, сократив поступление солнечного тепла. Исследователи из проекта SCoPEx намерены распылить в стратосфере мельчайшие частицы, которые будут отражать часть солнечных лучей обратно в космос.

Скептики полагают, что такие проекты имеют непредсказуемые последствия и отвлекают от борьбы с выбросами парниковых газов.

Исследования космоса
В сентябре 2019 года будет полностью готов к работе крупнейший в мире радиотелескоп FAST (Five-hundred-meter Aperture Spherical radio Telescope), расположенный в Китайском городе Даводонг. С начала ввода в эксплуатацию в 2016 году он уже обнаружил более 50 новых пульсаров.

Теперь он начнет охоту за слабыми сигналами, которые возникают в облаках космического газа или в результате быстрых радиовспышек.

На прошлой неделе Nature опубликовал список главных деятелей науки 2018 года. Некоторые из них были отмечены не за научные исследования, а за активную позицию в областях охраны природы, открытого доступа к науке и гендерного равенства.

Источник