Университеты будущего, онлайн образование и рейтинги: завершился Саммит вузов стран БРИКС

08
декабря
2016

2 декабря в Йоханнесбурге завершил работу трехдневный Саммит стран БРИКС и других активно развивающихся экономик мира, организованный Times Higher Education и Университетом Йоханнесбурга совместно с Проектом 5-100. Мероприятие было основано в 2014 году в Москве компанией THE совместно с Проектным офисом 5-100 и проходит уже в третий раз. Представители университетов и мировые эксперты в области образования обсудили актуальные мировые тенденции, перспективы развития университетов и направления сотрудничества.

На открытии гостей приветствовал главный редактор рейтинга THE Фил Бейти, который огласил результаты Times Higher Education BRICS & Emerging Economies Rankings, в который вошли 24 российских вуза, 16 из которых представляют Проект 5-100 (по результатам рейтинга НИЯУ МИФИ занял общее 19 место (26 место в 2015 году) и вошел в первую тройку российских университетов). Говоря об успехах российской высшей школы, господин Бейти отметил вклад Проекта 5-100 и сильнейшую поддержку государства, повлиявших на развитие и продвижение в рейтинге российских университетов. Участников Саммита также приветствовал Ирон Ренсбург, вице-канцлер Университета Йоханнесбурга. Со вступительной речью, посвященной новой модели университета будущего, перед гостями выступил профессор Воле Шойинка, лауреат Нобелевской премии по литературе.

Ректор НИЯУ МИФИ Михаил Стриханов принял участие в качестве докладчика в двух панельных сессиях: How does HE manage for the future? и Can the BRICS build greater higher education links with Africa?

В панельной сессии по вопросам партнерства институтов с промышленностью и подготовке студентов к рынку труда Михаил Стриханов рассказал об особенностях сотрудничества своего университета с партнерами, представляющими индустрию атомной энергетики и об успешном опыте трудоустройства выпускников МИФИ в крупнейшие отечественные отраслевые компании. Ректор выделил такие направления сотрудничества между вузом и индустриальными партнерами, как совместное создание промышленных лабораторий и центров для обучения студентов, привлечение экспертов индустрии к преподаванию, организация совместных проектов, специальные стипендии. Ректор также внес предложения по усовершенствованию методики составления рейтинга: он обратил внимание экспертов на возможность увеличения с 2,5 % до 5 % веса показателя «Доход от производственной деятельности (инноваций)», включение показателя «Онлайн образование» с весом 2,5 % и сокращение на 5 % веса репутационного показателя.

Во второй панельной дискуссии ректор НИЯУ МИФИ рассказал о взаимодействии российских университетов и университетов Африки в целом и более подробно – о сотрудничестве МИФИ с этими университетами в области подготовки кадров в сфере атомной энергетики и др. Эта дискуссия вызвала особый интерес у участников Саммита.

В рамках Саммита эксперты THE провели мастер-класс, посвященный рейтингам, на котором выступил директор управления продукцией Elsevier Уим Меестер, проанализировавший государственные инициативы стран БРИКС по повышению эффективности научных исследований. Разбирая кейс Проекта 5-100, эксперт рассмотрел особенности российской инициативы в контексте аналогичных проектов стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Австралии, Германии, Канады и Китая. «По результативности университеты Проекта 5-100 составили одну треть всей российской высшей школы в 2015 году. Темпы роста исследований в 21 университете Проекта очень высокие и значительно опережают показатели университетов других инициатив. Тем не менее по индикатору цитирования вузы Проекта несколько уступают зарубежным университетам», – прокомментировал Уим Меестер. По его мнению, достичь поставленных целей вузам Проекта 5-100 поможет сфокусированность на выборе журналов для публикаций, возможностях международного сотрудничества и понимание тенденций в других странах.

Другими темами Саммита стали: образцовая модель университета, что ожидают студенты от образования в XXI веке, онлайн-образование, образовательные связи стран БРИКС с Африкой, пакт между обществом и высшим образованием в странах БРИКС и другие.

По материалам http://5top100.ru/news/48784/

14