Епископ Тихон: «Февральская революция 1917 года: что это было?»

14
апреля
2017

5 апреля 2017 г. НИЯУ МИФИ посетил наместник Сретенского Ставропигиального мужского монастыря, ректор Сретенской духовной семинарии, председатель Патриаршего совета по культуре епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов). В рамках своего визита епископ Тихон в Актовом зале выступил с лекцией на тему: «Февральская революция 1917 года: что это было?». Перед началом лекции ректор НИЯУ МИФИ Михаил Николаевич Стриханов представил гостя студентам, преподавателям и сотрудникам университета и вкратце рассказал об общественной и церковной деятельности Владыки.

«Для меня, действительно, высокая честь выступать в таком зале перед преподавателями и студентами по-настоящему великого Вуза Советского Союза, России. Тема, которую мы договорились обсуждать и о ней говорить – «Февральская революция: что это было?». Открытия нашей собственной истории и – это не только захватывающее, но и важнейшее дело для каждого думающего человека… И при всей важности того созидательного великого дела, которым занимаетесь вы, убежден, что каждый думающий человек должен сам самостоятельно и объективно исследовать на фактах, источниках многие вопросы нашей истории» – такими словами начал свою лекцию епископ Тихон.

«То, что произошло в феврале 1917 года, коренным образом изменило историю не только всей нашей страны, но и всего мира. В советское время нас убеждали, что в феврале 1917 года произошла буржуазная революция. Верхи не могли жить по-старому, а низы не хотели жить по-старому. Нас учили, что был беспомощный император, была сгнившая Российская Империя, запутавшаяся в противоречиях нищая крестьянская семья, крестьяне без земли, масса проблем абсолютно неразрешимых. И все само собой приводит к страшному взрыву. И вот февраль разрешился такой революцией, имевшей колоссальные последствия не только для России, но и для всего мира». Действительно ли было все так, о чем говорили и учили в советское время? Для ответа на этот вопрос во время своей лекции епископ Тихон привел статистические данные, касающиеся положения Российской Империи на мировой арене во время царствования императора Николая II. Россия к 1913-1914 гг. была одной из ведущих стран мира. В частности, Владыка отметил, что «Россия по темпам роста промышленной продукции обогнала Соединенные Штаты Америки к 1914 г. Российская Империя была по экономическим показателям на 4 или 5 месте. Четвертое место она делила с Францией. Бюджет Российской Империи увеличился в три раза и возрастал без повышения налогов. Были введены бесплатное медицинское обслуживание, бюллетени женщинам по беременности и оплата, молочная кухня. Зарплаты рабочих в больших городах были немногим ниже, чем в Англии и Германии того времени. Образование – особая статья заботы правительства. В период с 1896 года по 1910 год было открыто больше школ, училищ и институтов, чем за весь предшествующий 1896 году период российской истории. Итак, экономическая ситуация в России была отнюдь не катастрофическая».

Кто и почему сделал эту революцию, и почему народ смог допустить кровавые страшные испытания? Владыка отвечает на этот вопрос: «большевики, как мы знаем, были одним из главных двигателей революционных событий XX века. Но большевики не были главной движущей силой революционных, протестных процессов. Была более серьезная партия Эсеров». <> «…Много десятилетий шла агитация антимонархическая, к которой присоединилось все думающее, как сейчас говорят креативное общество России. Императора ненавидели, его супругу считали немецкой шпионкой. И как сказал наш замечательный историк Солоневич: «революция произошла из-за сплетен, но этим сплетням верили». Сплетни были в том, что Распутин руководит императрицей, а императрица в свою очередь императором».

Далее, Владыка подробно рассказал о событиях, связанных с отречением императора Николая II от царствования: «двадцать третьего февраля Императора выманивает из Петрограда генерал Алексеев. А в это время в Петрограде женщин и детей вывели на улицы с протестами против голода. Какой там голод? Единственно – 2-3 дня не было подвоза черного хлеба. И начались те же самые сплетни о наступлении голода, начались демонстрации, забастовки, битье окон. В России был ведущий военный завод Путиловский, а Путилов был связан с деятелями переворота. Двадцать четвертого февраля были выгнаны с завода на улицу 38 000 рабочих, которые остались без зарплаты и без брони (в армию). На следующий день бастовали 200 000 человек, на другой день 400 000 человек. К ним примкнул военный гарнизон Петрограда, а генерал Хабалов, который был командующим Петроградского военного округа, не смог с этим справиться, а может быть и не захотел. Начались страшные революционные события. Николай II видит, что его приказы не исполняются, игнорируются, он направляется в Петроград, но его не допускают. И когда Николай II видит, что вся армия, дума и аристократия против него, и все ставят ультиматум – или отрекаешься, или рушится фронт и начинается гражданская война. И тогда он соглашается на отречение».

В конце лекции епископ Тихон поделился своими размышлениями, относительно произошедшей революции: «февральская революция творилась людьми, любящими Россию. Они хотели России самого доброго и хотели во чтобы то ни стало привести в жизнь свои намерения, исполнить свои мечты. Вот эти бесконечно любящие люди Россию привели к власти человека, который сказал – «мне, господа хорошие, на Россию наплевать» (В.И. Ленин произнес в разговоре с Георгием Соломоном). А какие кровавые последствия были – мы прекрасно знаем. Группировка террористов взяла в руки власть. …В Петрограде свою миссию нес французский посол Морис Палеолог, и он сказал знаменательные для нас слова: «Я не знаю другого более внушаемого народа, чем народ русский». Вот мы за эту податливость к внушениям расплачиваемся не только в февральский период, но и во многие другие периоды нашей истории».

В столетнюю годовщину российской революции 1917 года тема судьбоносных событий вековой давности активно обсуждается в обществе. Лекция по данной тематике вызвала у всех слушающих особый интерес. По окончании лекции епископу Тихону были заданы многочисленные вопросы.

108