В НИЯУ МИФИ обсудили вопросы предпрофессионального образования

30
июня
2017

В Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» прошло совещание с руководителями учреждений высшего образования, на котором обсудили итоги и перспективы реализации проектов Департамента образования города Москвы, направленных на предпрофессиональное образование старшеклассников – «Инженерный класс в московской школе» и «Московский предуниверсарий».

Работу совещания возглавил министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Москвы И.И. Калина. В мероприятии приняли участие заместители руководителя Департамента Т.В. Васильева и М.В. Смирницкая и руководители 27 вузов Москвы.

Городской образовательный проект «Инженерный класс в московской школе» стартовал 1 сентября 2015 года как новая модель дополнительного инженерного образования для школьников по программам общеобразовательных предметов. Проект объединяет усилия учителей московских школ, ресурсы сетевых учреждений Департамента образования города Москвы, центров технологической поддержки образования и лучших специалистов университетов инженерного профиля.

Во вступительном слове И.И. Калина поблагодарил участников проекта за плодотворную работу, в результате которой он успешно развивается, особо подчеркнув, что главная цель состоит не в увеличении количества участников, а в обеспечении высокого качества подготовки школьников. 

О результатах реализации проекта «Инженерный класс в московской школе» в 2016/2017 учебном году и его перспективах рассказала заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Т.В.Васильева. Она отметила, что за три года проект из «рискованного стартапа» перешел в статус успешного проекта, который сегодня популярен и среди учителей, и среди родителей, и среди учащихся. На данный момент проект объединяет 50 столичных школ, 17 федеральных вузов и более 100 высокотехнологичных предприятий. Еще 98 школ являются кандидатами на участие в проекте.

Интеллектуальная успешность проекта подтверждается высокими результатами предпрофессионального экзамена, который в этом году было предложено школьникам сдавать по желанию – по итогам теоретической и практической части 89 участников набрали от 81 до 100 баллов.

В подготовке и проведении экзамена приняли участие 13 вузов, в том числе НИЯУ МИФИ. Эксперты университета разработали контрольно-измерительные материалы для теоретической части предпрофессионального экзамена, методические материалы (задания, критерии оценивания, технические задания) для практической части, кроме того в рамках крупных профориентационных мероприятий провели мастер-классы по подготовке к экзамену для всех желающих.

Результаты предпрофессионального экзамена стали одним из критериев оценки участия школ в проекте. Рейтинговые баллы присваивались также по итогам предпрофессиональной олимпиады, участия в конференции «Инженеры будущего» и независимой диагностике по профильным предметам.

По итогам рейтинга, которые озвучила представитель Департамента образования, в числе лидеров – школа №1547 и школа №1534, партнерами которых является НИЯУ МИФИ. Стоит отметить, что МИФИ курирует 9 инженерных классов (с учетом лицеев Предуниверситария) в рамках проекта Департамента образования города Москвы «Инженерный класс в московской школе». Сегодня в инженерных классах университета учится 542 школьника.

Понимая важность привлечения в университеты одаренной молодежи, ориентированной на инженерные профессии, в этом году семь вузов учли результативность учебы в инженерных классах при поступлении в вуз. В частности, правилами приема НИЯУ МИФИ предусмотрено 10 дополнительных баллов за успешную сдачу экзамена в рамках индивидуальных достижений. По словам Т.В. Васильевой, это усиливает доверие родителей и учеников к вузу, повышает заинтересованность в обучении в инженерных классах.

 В ходе обсуждений участники совещания вносили конкретные предложения, способствующие успешному развитию проекта.   

Ректор НИЯУ МИФИ М.Н. Стриханов предложил разработать сетевую магистерскую программу, реализуемую совместно инженерными и педагогическими вузами, например, для подготовки физиков для инженерных классов. Кроме того, ректор считает полезным распространение успешного столичного опыта на регионы.

Проректор МИФИ Е.Б. Весна предложила интегрировать проект инженерных классов с программой подготовки  школьников к JuniorSkills, сделать единую программу формирования прикладных инженерных компетенций у школьников инженерных классов. Для этого необходимо привлечь крупных индустриальных партнеров. Сегодня, например, есть заинтересованность Госкорпорации «Росатом» в развитии этого движения.

Руководитель Департамента образования города Москвы И.И. Калина поддержал предложенные инициативы и отметил, что все предложения, направленные на развитие дополнительного и предпрофессионального образования, будут учтены.

Министр проинформировал еще об одном новом направлении в работе с вузами.  Правительство Москвы со следующего учебного года планирует запустить проект, аналогичный «Университетским субботам» для школьников – «Университетская среда» для учителей.  Преподавателям-предметникам будут доступны как вузовская наука, так и современная лабораторная база, при этом занятия в формате тренингов и мастер-классов позволят повысить их квалификацию.

Далее участники обсудили результаты реализации проекта Департамента образования города Москвы – «Московский предуниверсарий». По словам Т.В. Васильевой, проект, созданный для повышения уровня профильной подготовки школьников, выявления и развития их творческих способностей и исследовательских компетенций, уже доказал свою востребованность, количество его участников из года в год только увеличивается: 2013 год ­– 3 вуза, 2017 год – 11 вузов и 3,8 тысяч обучающихся.

Руководитель Департамента образования города Москвы И.И. Калина отметил, что совместными усилиями с вузами удалось в достаточно короткий период создать очень серьезных конкурентов лидерским школам Москвы, тем самым обеспечив образование очень высокого уровня большому числу талантливых школьников. «Предуниверситарии буквально ворвались в пул лидеров столичного образования, создав здоровую конкуренцию и стимул к повышению качества школьного образования», – сказал И.И. Калина, поблагодарив участников проекта. Проект признан успешным и будет развиваться – в Постановление Правительства Москвы внесены дополнения о продлении срока действия проекта до 2022 года. Стоит отметить, что Предуниверситарий НИЯУ МИФИ стал первым из предуниверсариев,  получивших Грант Мэра города Москвы 1-ой степени за высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году, и уже 3 года (с момента своего создания) входит в число лауреатов грантовой программы. Участники совещания обсудили и другие формы предпрофессиональной подготовки школьников – инженерные каникулы, школьную практику на базе лабораторий вузов и др.

По окончании официального мероприятия НИЯУ МИФИ познакомил участников совещания с инфраструктурой университета, которая используется, в том числе в рамках предпрофессионального образования. Участники совещания посетили Наноцентр НИЯУ МИФИ,  по праву считающийся сегодня одним из самых высокотехнологичных подразделений НИЯУ МИФИ.  Центр состоит из лабораторий класса чистоты ISO6-ISO8, оснащенных передовым технологическим, измерительным и исследовательским оборудованием. Проректор НИЯУ МИФИ Каргин Н.И. рассказал о том, что в течении года более 300 школьников профильных классов знакомятся в Центре с высокими технологиями, и часть из них уже в школе начинают исследовательскую деятельность по тематике Центра.

39