На Первом профессорском форуме обсудили проблемы современной науки и высшего образования

06
февраля
2018

1 февраля в Москве прошел Первый профессорский форум «Проблемы современной науки и высшего образования: новые вызовы». Организатор мероприятия – Общероссийская общественная организация «Российское профессорское собрание» (РПС): созданная чуть более года назад, сегодня она объединяет более двух тысяч профессоров из 138 университетов и научных институтов из 73 субъектов РФ. В Форуме приняли участие представители ведущих вузов России, Министерства образования и науки РФ, Российской академии наук, Российской академии образования, Высшей аттестационной комиссии.

Цель Форума обозначена в соответствии с задачами, которые ставит перед собой РПС – восстановление некогда высокого престижа профессорского звания и активное участие профессуры в принятии государственных решений в области образования и науки. Открывая мероприятие, председатель Наблюдательного совета РПС, ректор РУДН, глава Высшей аттестационной комиссии Владимир Филиппов подчеркнул необходимость прямого взаимодействия, чтобы «с одной стороны, руководство Минобрнауки могло информировать о своих планах научную общественность, а с другой – услышать голос профессоров и учесть его в ходе реформ».

Как отметил председатель Российского профессорского собрания профессор Владислав Гриб, за год с небольшим практической работы Собрание создало региональные отделения и первичные организации в половине субъектов Российской Федерации, сосредоточив на своей площадке значительный созидательный и интеллектуальный потенциал. В ходе многочисленных круглых столов, дискуссий и обсуждений РПС выработало ряд предложений и инициатив, которые Владислав Гриб предложил на рассмотрение участникам Форума. В частности, это формирование в стране профессорского сообщества, привлечение научной элиты России к экспертизе важнейших решений органов государственной власти, повышение качества научных исследований, дебюрократизация преподавательской деятельности, внедрение новых правил защиты диссертаций и присвоения ученых званий и др.

Помощник вице-премьера Правительства РФ Вениамин Каганов зачитал приветственное обращение вице-премьера Правительства РФ Ольги Голодец к участникам Форума, в котором выражается уверенность, что заинтересованная дискуссия и конструктивный диалог позволят представителям научной элиты выработать решения наиболее актуальных проблем высшего образования, а также наметить конкретные шаги по инновационному развитию образования и науки.

От себя лично Вениамин Каганов добавил, что в борьбе за глобальное лидерство необходимо найти баланс нового и традиционного – двигаться вперед, сохраняя и преумножая то лучшее, что накоплено годами. Он также отметил, что на уровне Правительства РФ всерьез рассматриваются вопросы по расширению, в том числе, программы 5-100, участники которой заметны в международных рейтингах и имеют колоссальный потенциал и значение для экономики и образования нашей страны.

Заместитель министра образования Григорий Трубников представил в своем выступлении проект федеральной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации на 2018-2025 гг.». Он рассказал профессорам о тех положительных нововведениях, которые ведомство запланировало сделать в рамках программы. В частности, Минобрнауки и Российский фонд фундаментальных исследований намерены расширить линейку существующих грантов для развития кадрового потенциала России. Средства пойдут на создание новых лабораторий в вузах, участвующих в проектах мегасайенс, поддержку академической мобильности, открытие новых позиций для аспирантов-постдоков, а также на поддержку публикаций и повышение цитируемости. Замминистра добавил, что планируется увеличить сумму расходов на научные исследования к 2025 году в 2,5 раза.

Поддержка молодых ученых и преподавателей, включая вопросы усиления роли, авторитета, статуса ученых, имеет важное значение для развития отечественного высшего образования, считает председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Зинаида Драгункина. Она отметила, что рассматриваемые на форуме вопросы о роли профессорского сообщества в повышении качества отечественного образования сейчас обсуждаются в рамках Стратегии научно-технического развития России.

Вице-президент Российской академии наук Алексей Хохлов подчеркнул, что для обеспечения высокого качества образования необходимо соблюдать принцип интеграции между научными организациями и высшей школой, поскольку «эффективное обучение идет через научную работу».

«Сейчас мы живем в сложном высокотехнологическом информационном мире, это означает, что и современное образование должно стать цифровым.», – обозначил важный тренд системы высшего образования директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Александр Соболев. Для решения этой задачи Министерство год назад инициировало приоритетный проект «Цифровая образовательная среда». Цель – сделать так, чтобы образовательные ресурсы отвечали высшим стандартам качества.

Заместитель министра образования и науки РФ – руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов рассказал о проектах, которые реализуются службой в области образования. В частности, о созданной в системе общего образования единой системе оценки качества учебного процесса на всех уровнях. По словам, Сергея Кравцова, «это не просто оценка ради оценки, это действенный способ своевременно выявить проблемы и оказать необходимую методическую, аналитическую и другую помощь учебному заведению, что позволит обеспечить высокий уровень знаний».

По мнению председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслава Никонова, наша страна пока еще не готова к ответу на существующие технологические вызовы, такие как экономика знаний, цифровая экономика, искусственный интеллект. «Россия – самая образованная страна в мире, но что касается качества образования, то оно радует далеко не всегда», – отметил Вячеслав Никонов и подробно остановился на проблеме оценки работы вузов и перспективах их участия в международных рейтингах.

«Оценка вузов отражает критерии, вызывающие большие вопросы в научном сообществе. Это та система оценок, которая была разработана англо-саксонскими вузами примерно пятьдесят лет назад, прежде всего, для того чтобы монополизировать получение грантов. Эти же критерии положены в основу всех рейтингов, в которые мы стремимся. Мы не попадём в эти рейтинги, потому что они составлены людьми, намеренными и дальше в этих рейтингах лидировать. Мы никогда не опередим Гарвард по количеству публикаций в Harvard Business Review. Там никогда не будет критериев, которые давали бы преимущество нашим вузам, например, количество спутников, запущенных университетом на орбиту», – рассказал парламентарий.

Продолжая тему, ректор НИЯУ МИФИ Михаил Стриханов согласился, что участие российских университетов в рейтингах – вопрос сложный и многопараметрический. В то же время глобальные и национальные рейтинги являются одним из инструментов для внешней оценки деятельности университета. В широком понимании это базы данных, которые могут свидетельствовать о научной, образовательной и инновационной деятельности университета. Это важно для абитуриентов, которые по таким критериям оценивают успешность вуза, к тому же позиция в рейтинге - это некий ориентир для научно-педагогических работников как потенциальное место своей карьерной траектории. Рейтинги позволяют оценить успешность работы администрации вуза, скорректировать стратегию дальнейшего развития. Кроме того, в зависимости от успешности выполнения индикаторов определяется размер федерального финансирования для каждого конкретного вуза.

Одним из ключевых условий успешного развития университета ректор НИЯУ МИФИ считает участие в федеральных программах, в частности в государственной программе, запущенной в 2013 году Министерством образования и науки РФ – Проекте 5-100. Сегодня в программе участвует 21 университет. «Годы работы в этой программе были очень трудными – это радикальная трансформация университета, заимствование лучших международных практик, которые трудно приживаются у нас, это обязательная научная деятельность педагогического состава с индексацией по количеству статей в индексируемых базах данных», – отметил Михаил Стриханов. – Но несмотря на это сегодня университеты Проекта 5-100 занимают достойное место в научном рельефе РФ». Ярким свидетельством этому является показатель публикационной активности: 40% в него вносят вузы Проекта (из более 500 российских университетов), а в высокорейтинговых журналах количество публикаций достигает 50%.

Михаил Стриханов предложил обсудить, каким должен быть современный университет – широкопрофильным или узкопрофильным, должен ли он взаимодействовать с бизнесом или нет, насколько надо в технических университетах развивать гуманитарные области. Он считает, что надо развивать те направления, в которых университет традиционно силен, и проводить междисциплинарные исследования в смежных предметах: «Многопрофильность надо наращивать не путем создания совершенно новых областей, а путем коллаборирования соседних». Например, в НИЯУ МИФИ созданы пять крупных институтов, которые позволяют на стыке наук развивать новые области исследований и создавать перспективные направления подготовки.

Президент Школы управления «Сколково» Андрей Шаронов обратил внимание на то, что практически во всех лидирующих странах есть аналоги Программы 5-100 и они дают свои результаты – университеты поднимаются в рейтингах. «Безусловно, не существует ни одного объективного рейтинга, но, когда их много можно получить довольно объективную картину. К тому же экспорт образования невозможен без того, чтобы российские вузы стали видимыми в международных рейтингах. Иностранные студенты ориентируются именно на них», – считает Андрей Шаронов.

Далее в выступлениях спикеров прозвучали вопросы модернизации образовательной системы, формирования полноценной университетской среды, совершенствования работы экспертных советов ВАК, стимулирования взаимодействия образовательного сообщества с бизнесом и многие другие.

По итогам работы Форума участниками была принята резолюция, в которую включены предложения и инициативы научной и вузовской общественности по повышению престижа звания ученого, качества национального образования, его конкурентоспособности в условиях глобальной образовательной системы.

28