Письмо ректору

  Телефонный   справочник

    Электронная     почта



  Министерство науки и высшего образования РФ
5-100.png Программа повышения конкурентоспособности
Противодействие коррупции
Наука и образование против террора
Диссертационные советы
Российский студенческий центр
Социальный навигатор
Оформление социальной студенческой карты
Study in Russia
NEVOD.png Уникальная научная установка НЕВОД
TEMP.png Турнир «ТеМП 2018»
50x75.png Международная олимпиада для студентов
Олимпиада «Я - профи»
eend_fond.png Эндаумент-фонд НИЯУ МИФИ



Новости университета



06.02.2018

На Первом профессорском форуме обсудили проблемы современной науки и высшего образования

1 февраля в Москве прошел Первый профессорский форум «Проблемы современной науки и высшего образования: новые вызовы». Организатор мероприятия – Общероссийская общественная организация «Российское профессорское собрание» (РПС): созданная чуть более года назад, сегодня она объединяет более двух тысяч профессоров из 138 университетов и научных институтов из 73 субъектов РФ. В Форуме приняли участие представители ведущих вузов России, Министерства образования и науки РФ, Российской академии наук, Российской академии образования, Высшей аттестационной комиссии.

Цель Форума обозначена в соответствии с задачами, которые ставит перед собой РПС – восстановление некогда высокого престижа профессорского звания и активное участие профессуры в принятии государственных решений в области образования и науки. Открывая мероприятие, председатель Наблюдательного совета РПС, ректор РУДН, глава Высшей аттестационной комиссии Владимир Филиппов подчеркнул необходимость прямого взаимодействия, чтобы «с одной стороны, руководство Минобрнауки могло информировать о своих планах научную общественность, а с другой – услышать голос профессоров и учесть его в ходе реформ».

Как отметил председатель Российского профессорского собрания профессор Владислав Гриб, за год с небольшим практической работы Собрание создало региональные отделения и первичные организации в половине субъектов Российской Федерации, сосредоточив на своей площадке значительный созидательный и интеллектуальный потенциал. В ходе многочисленных круглых столов, дискуссий и обсуждений РПС выработало ряд предложений и инициатив, которые Владислав Гриб предложил на рассмотрение участникам Форума. В частности, это формирование в стране профессорского сообщества, привлечение научной элиты России к экспертизе важнейших решений органов государственной власти, повышение качества научных исследований, дебюрократизация преподавательской деятельности, внедрение новых правил защиты диссертаций и присвоения ученых званий и др.

Помощник вице-премьера Правительства РФ Вениамин Каганов зачитал приветственное обращение вице-премьера Правительства РФ Ольги Голодец к участникам Форума, в котором выражается уверенность, что заинтересованная дискуссия и конструктивный диалог позволят представителям научной элиты выработать решения наиболее актуальных проблем высшего образования, а также наметить конкретные шаги по инновационному развитию образования и науки.

От себя лично Вениамин Каганов добавил, что в борьбе за глобальное лидерство необходимо найти баланс нового и традиционного – двигаться вперед, сохраняя и преумножая то лучшее, что накоплено годами. Он также отметил, что на уровне Правительства РФ всерьез рассматриваются вопросы по расширению, в том числе, программы 5-100, участники которой заметны в международных рейтингах и имеют колоссальный потенциал и значение для экономики и образования нашей страны.

Заместитель министра образования Григорий Трубников представил в своем выступлении проект федеральной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации на 2018-2025 гг.». Он рассказал профессорам о тех положительных нововведениях, которые ведомство запланировало сделать в рамках программы. В частности, Минобрнауки и Российский фонд фундаментальных исследований намерены расширить линейку существующих грантов для развития кадрового потенциала России. Средства пойдут на создание новых лабораторий в вузах, участвующих в проектах мегасайенс, поддержку академической мобильности, открытие новых позиций для аспирантов-постдоков, а также на поддержку публикаций и повышение цитируемости. Замминистра добавил, что планируется увеличить сумму расходов на научные исследования к 2025 году в 2,5 раза.

Поддержка молодых ученых и преподавателей, включая вопросы усиления роли, авторитета, статуса ученых, имеет важное значение для развития отечественного высшего образования, считает председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Зинаида Драгункина. Она отметила, что рассматриваемые на форуме вопросы о роли профессорского сообщества в повышении качества отечественного образования сейчас обсуждаются в рамках Стратегии научно-технического развития России.

Вице-президент Российской академии наук Алексей Хохлов подчеркнул, что для обеспечения высокого качества образования необходимо соблюдать принцип интеграции между научными организациями и высшей школой, поскольку «эффективное обучение идет через научную работу».

«Сейчас мы живем в сложном высокотехнологическом информационном мире, это означает, что и современное образование должно стать цифровым.», – обозначил важный тренд системы высшего образования директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Александр Соболев. Для решения этой задачи Министерство год назад инициировало приоритетный проект «Цифровая образовательная среда». Цель – сделать так, чтобы образовательные ресурсы отвечали высшим стандартам качества.

Заместитель министра образования и науки РФ – руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов рассказал о проектах, которые реализуются службой в области образования. В частности, о созданной в системе общего образования единой системе оценки качества учебного процесса на всех уровнях. По словам, Сергея Кравцова, «это не просто оценка ради оценки, это действенный способ своевременно выявить проблемы и оказать необходимую методическую, аналитическую и другую помощь учебному заведению, что позволит обеспечить высокий уровень знаний».

По мнению председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслава Никонова, наша страна пока еще не готова к ответу на существующие технологические вызовы, такие как экономика знаний, цифровая экономика, искусственный интеллект. «Россия – самая образованная страна в мире, но что касается качества образования, то оно радует далеко не всегда», – отметил Вячеслав Никонов и подробно остановился на проблеме оценки работы вузов и перспективах их участия в международных рейтингах.

«Оценка вузов отражает критерии, вызывающие большие вопросы в научном сообществе. Это та система оценок, которая была разработана англо-саксонскими вузами примерно пятьдесят лет назад, прежде всего, для того чтобы монополизировать получение грантов. Эти же критерии положены в основу всех рейтингов, в которые мы стремимся. Мы не попадём в эти рейтинги, потому что они составлены людьми, намеренными и дальше в этих рейтингах лидировать. Мы никогда не опередим Гарвард по количеству публикаций в Harvard Business Review. Там никогда не будет критериев, которые давали бы преимущество нашим вузам, например, количество спутников, запущенных университетом на орбиту», – рассказал парламентарий.

Продолжая тему, ректор НИЯУ МИФИ Михаил Стриханов согласился, что участие российских университетов в рейтингах – вопрос сложный и многопараметрический. В то же время глобальные и национальные рейтинги являются одним из инструментов для внешней оценки деятельности университета. В широком понимании это базы данных, которые могут свидетельствовать о научной, образовательной и инновационной деятельности университета. Это важно для абитуриентов, которые по таким критериям оценивают успешность вуза, к тому же позиция в рейтинге - это некий ориентир для научно-педагогических работников как потенциальное место своей карьерной траектории. Рейтинги позволяют оценить успешность работы администрации вуза, скорректировать стратегию дальнейшего развития. Кроме того, в зависимости от успешности выполнения индикаторов определяется размер федерального финансирования для каждого конкретного вуза.

Одним из ключевых условий успешного развития университета ректор НИЯУ МИФИ считает участие в федеральных программах, в частности в государственной программе, запущенной в 2013 году Министерством образования и науки РФ – Проекте 5-100. Сегодня в программе участвует 21 университет. «Годы работы в этой программе были очень трудными – это радикальная трансформация университета, заимствование лучших международных практик, которые трудно приживаются у нас, это обязательная научная деятельность педагогического состава с индексацией по количеству статей в индексируемых базах данных», – отметил Михаил Стриханов. – Но несмотря на это сегодня университеты Проекта 5-100 занимают достойное место в научном рельефе РФ». Ярким свидетельством этому является показатель публикационной активности: 40% в него вносят вузы Проекта (из более 500 российских университетов), а в высокорейтинговых журналах количество публикаций достигает 50%.

Михаил Стриханов предложил обсудить, каким должен быть современный университет – широкопрофильным или узкопрофильным, должен ли он взаимодействовать с бизнесом или нет, насколько надо в технических университетах развивать гуманитарные области. Он считает, что надо развивать те направления, в которых университет традиционно силен, и проводить междисциплинарные исследования в смежных предметах: «Многопрофильность надо наращивать не путем создания совершенно новых областей, а путем коллаборирования соседних». Например, в НИЯУ МИФИ созданы пять крупных институтов, которые позволяют на стыке наук развивать новые области исследований и создавать перспективные направления подготовки.

Президент Школы управления «Сколково» Андрей Шаронов обратил внимание на то, что практически во всех лидирующих странах есть аналоги Программы 5-100 и они дают свои результаты – университеты поднимаются в рейтингах. «Безусловно, не существует ни одного объективного рейтинга, но, когда их много можно получить довольно объективную картину. К тому же экспорт образования невозможен без того, чтобы российские вузы стали видимыми в международных рейтингах. Иностранные студенты ориентируются именно на них», – считает Андрей Шаронов.

Далее в выступлениях спикеров прозвучали вопросы модернизации образовательной системы, формирования полноценной университетской среды, совершенствования работы экспертных советов ВАК, стимулирования взаимодействия образовательного сообщества с бизнесом и многие другие.

По итогам работы Форума участниками была принята резолюция, в которую включены предложения и инициативы научной и вузовской общественности по повышению престижа звания ученого, качества национального образования, его конкурентоспособности в условиях глобальной образовательной системы.


Количество показов: 1107

Возврат к списку


Добавить комментарий