В Москве прошел Всероссийский открытый урок «Спасти жизнь человека»

21
марта
2018

15 марта в Москве прошел Всероссийский открытый урок «Спасти жизнь человека», который в онлайн режиме наблюдали 1,3 миллиона учащихся из 22 тысяч школ. Мероприятие проводится Министерством образования и науки РФ совместно с порталом «ПроеКТОриЯ».

Темой урока стала сфера, важная для каждого без исключения – здравоохранение. В видеоуроке приняли участие Министр образования и науки России Ольга Васильева, советник президента РФ Герман Клименко, директор Московского научно-исследовательского онкологического института имени П.А. Герцена Андрей Карпин, ректор НИЯУ МИФИ Михаил Стриханов и первый проректор МГМУ имени. И. Сеченова Андрей Свистунов.

Школьников, которым скоро предстоит сделать выбор будущей профессии и вуза для получения образования, интересовали вопросы – какие медицинские специальности и технологии будут востребованы в ближайшем будущем, а также как и где ведется подготовка специалистов, востребованных в современной медицине.

Отвечая на вопросы школьников, ректор НИЯУ МИФИ Михаил Стриханов отметил, что сегодня ключевым трендом в подготовке студентов является междисциплинарность. Только на стыке наук можно стать хорошим востребованным специалистом, иметь хорошую карьерную траекторию и интересную работу.

– Почему НИЯУ МИФИ, совсем не медицинский вуз, стал готовить медицинских физиков?

– Современная медицина очень высокотехнологична. В процесс лечения вовлекается все более сложная техника. Чтобы лечить пациента необходимо одновременное участие и врача, и специалиста, который умеет с этой техникой работать. Поэтому сегодня, чтобы работать врачом надо знать смежные дисциплины. Например, радиохимию невозможно изучать без ядерной физики, а для того, чтобы интерпретировать данные сложных медицинских приборов необходимо знать информационные технологии.

– Какие именно нужно учить предметы, чтобы стать медицинским физиком? И что нужно знать лучше: медицину или физику?

– Правильнее называть такого специалиста «медицинский инженер», потому что он вместе с врачом разрабатывает оптимальные схемы лечения для пациента, а вариантов огромное количество. Конечно, нужно знать прежде всего физику и информационные технологии, а также физиологию анатомию и другие медицинские дисциплины.

Междисциплинарность – это дополнительная нагрузка. Это означает, что учеба становится более напряженной, но зато и карьерная траектория более понятной и интересной.

– Дисциплин много, как понять, на чем именно нужно сосредоточиться?

– Я бы выделил два вида сотрудников в инженерно-медицинской сфере. Первые – это ученые-исследователи, которые будут развивать новые технологии и новые подходы. И вторые – линейные специалисты, которые будут в клиниках обслуживать уже существующие технологии: медицинские инженеры, биоинженеры. Поэтому, если тебя тянет к новому – ты исследователь и разработчик. Для сложного медицинского оборудования нужны инженеры широкого спектра, при этом необходимо понимать, что вместе с врачом ты несешь ответственность за жизнь пациента. В НИЯУ МИФИ мы готовим примерно 20% ученых-исследователей и 80% инженеров широкого профиля для работы на сложном медицинском оборудовании.

- Из стен университета выходят уже готовые специалисты?

– Надо делить базовое образование и практический опыт. Как правило, базовое образование – мультидисциплинарное, это бакалавриат и магистратура. Дальше развилка – человек идет специализироваться либо на медика в ординатуру, либо на практическую работу в клинику или научно-исследовательский институт, где реализует свои знания совместно с врачом.

– Какие технологии ждут нас в ближайшем будущем и над какими технологиями исследователи работают прямо сейчас?

– Технологий много, но я остановлюсь на теме беспилотников. Сегодня существуют медицинские беспилотники – это миниатюрные капсулы, которые можно пускать по кровеносным и лимфатическим системам человека. Как настоящий беспилотник он может передвигаться, снимать информацию и передавать ее лечащему врачу. И даже делать микрохирургические операции.

Еще один уникальный беспилотник, над которым работают ученые – это адресная доставка лекарственного препарата в больной орган. Функции такого беспилотника исполняют наночастицы, на которые крепится радиофармпрепарат, и они выступает как транспортное средство доставки лекарства к больной клетке. Это безусловно завтрашний день медицины.

Также в рамках урока обсуждались аспекты телемедицины, тканевой инженерии и профессионального ориентирования.

Как подчеркнула министр образования и науки РФ Ольга Васильева, цикл уроков стал профессиональной навигацией для старшеклассников, с их помощью реализуется важная задача – о профессиях, которые необходимы стране, детям рассказывают современным, интересным и понятным языком. Это помогает школьникам наглядно увидеть, как новые технологии меняют профессиональную палитру, что все профессии важны для развития общества и качества жизни каждого человека. 

21