Сотрудничество НИЯУ МИФИ с японскими вузами обогатит науку двух стран

25
сентября
2018

НИЯУ МИФИ активно развивает программы обмена студентами с зарубежными вузами. Успешным примером такого взаимодействия стало сотрудничество с Токийским университетом технологий. Оно проходит в рамках пятилетней «Российско-японской программы развития человеческих ресурсов в области технологии-лидеров в здравоохранении, медицинской промышленности, ядерной и энергетической промышленности», которая стартовала в 2017 году. О целях и практике сотрудничества с японскими партнерами рассказал куратор программы, заместитель директора Института ядерной физики и технологий (ИЯФиТ) НИЯУ МИФИ Георгий Тихомиров.

Георгий Валентинович, с чего началось взаимодействие МИФИ с Токийским университетом технологий?

— Мы сотрудничаем с разными японскими вузами, в том числе и с этим. Токийский университет технологий — один из ведущих технических вузов Японии, и нам особенно приятно, что за последние десятилетия у нас сложились дружеские отношения.

Наше взаимодействие началось в 1990-х годах и, после небольшой паузы, было возобновлено в 2015 году, когда мы подписали очередной меморандум о сотрудничестве. После этого, на фоне улучшения отношений между Японией и Россией, мы попробовали сформулировать совместный проект. Нашим партнерам удалось получить от правительства Японии финансирование стажировок студентов и преподавателей – японских в России и российских в Японии. Была создана «Российско-японская программа развития человеческих ресурсов в области технологии-лидеров в здравоохранении, медицинской промышленности, ядерной и энергетической промышленности».

В качестве партнеров по этой программе Токийский институт технологии выбрал МГУ им. М. В. Ломоносова (в области здравоохранения и медицинской промышленности) и НИЯУ МИФИ (в области ядерной энергетики).

Как проходит обмен студентами?

— Наши студенты магистратуры и аспиранты проходят в Токийском институте технологий стажировки продолжительностью в две недели или три месяца. К нам, соответственно, приезжают студенты из Японии. Отбор участников программы проводится на конкурсной основе.

Первые поездки по обмену прошли в 2017 году. Мы посетили японские лаборатории, познакомились с профессорами и высказали пожелания, с кем бы мы хотели сотрудничать. Со своей стороны у себя, в ИЯФиТ, мы также предоставляем зарубежным коллегам возможность выбора.

На днях японские студенты приехали к нам уже во второй раз – четверо на двухнедельную стажировку и один — на трехмесячную. Они распределились по четырем лабораториям.

В рамках визитов в формате мини-конференций проходят российско-японские форумы, где студенты и преподаватели из обеих стран обмениваются презентациями о своих лабораториях и научной работе.

В чем, на ваш взгляд, смысл подобного обмена?

— Наши японские партнеры ожидают, что программа сотрудничества поможет им привлечь внимание своих студентов к здравоохранению, медицинской, ядерной и энергетической промышленности как к перспективным для Японии направлениям.

Подобный обмен учащимися вполне соответствует и нашей работе по программе повышения конкурентоспособности российских вузов «5-100» и ведется в рамках развития международной активности НИЯУ МИФИ. Такого рода проекты также очень полезны для модернизации магистратуры и аспирантуры нашего вуза.

Вообще, академическая мобильность очень важна для становления будущего исследователя. Она дает ему стимул к углубленному изучению не только своей специальности и зарубежных разработок в этой сфере, но и иностранного языка, ведь рабочий язык программы — английский.

мифи mephi 1.JPG

Что интересует японцев в первую очередь? Можно предположить, что это темы, связанные с Фукусимой, с безопасностью атомной энергетики…

— Да, конечно, тема ликвидация последствий на АЭС «Фукусима-1» в Японии остается актуальной, и мы сотрудничаем по этой проблеме и за рамками программы обмена студентами.

В прошлом году наши ученые приняли участие в российско-японском семинаре по проблемам Фукусимы. Мы увидели, что японские ученые и инженеры прошли значительный путь по ликвидации последствий катастрофы. Они провели большую работу с пострадавшими блоками и закрыли колпаками разрушенные реакторы. В то же время проблема мониторинга, контроля радиационной обстановки пока решена не до конца.

Другая проблема состоит в поисках способа безопасного удаления из реактора «кориума» — смеси ядерного топлива с бетоном и металлическими частями, которая образовалась во время аварии при расплавлении активной зоны реактора.

Японские ученые обсуждают с нашими исследователями пути совместного решения этих задач. В МИФИ есть сильные разработки в области детекторов для мониторинга, и мы могли бы предложить зарубежным коллегам свои разработки.

Кроме того, японских исследователей интересуют перспективы развития ядерных технологий. Неслучайно для прохождения практики в нашем институте они выбрали такие направления, как радиационное материаловедение, рентгеноструктурный анализ материалов, радиодетекторы, прецизионное моделирование инновационных ядерных установок и разработка тренажеров для АЭС.

Какой эффект вы видите от недавних стажировок студентов ИЯФиТ в Японии?

— Наши студенты приобрели колоссальный опыт. Они расширили свой кругозор и получили стимул изучать английский язык и заниматься профессиональным развитием.

Например, наш аспирант Антон Смирнов, который сейчас активно участвует в приеме японской делегации, в прошлом году сам проходил двухнедельную стажировку в Японии. Там он хорошо зарекомендовал себя, и наши партнеры согласовали его кандидатуру на следующую трехмесячную поездку. Можно считать это элементом развития его карьеры. Пример Антона показывает и другим ребятам, что все возможно.

В этом году мы получили около десяти заявок от студентов на участие в программе, и те, кого не выбрали, в следующий раз постараются получше представлять свои кандидатуры, это полезно для их развития. Мне кажется, что мы находимся в начале большого интересного пути.

Японские методы преподавания отличаются от российских?

— В этом году японцы приехали к нам уже второй раз. В первый раз мы начали с экскурсионных лекций, но японцы нас скорректировали: «Нет-нет, нам нужна индивидуальная работа в лаборатории». Когда наши ребята поехали в Японию, местный подход к стажировке также показался им непривычным: их оставили в лаборатории и сказали: «Делайте вот это».

В то же время, в этой самостоятельности есть и полезное зерно. Опыт незнакомого образовательного процесса обогащает обе стороны, нам есть чему поучиться друг у друга.

Какие сложности приходится решать в процессе совместной работы?

— Когда к нам приезжает иностранный студент, мы, как правило, не знаем уровень его подготовки. С одной стороны, мы боимся испугать его сложными заданиями, а с другой стороны, чрезмерно упрощая задания, боимся, наоборот, уронить свое реноме. Но этим и хороши очные стажировки – можно прямо в процессе занятий корректировать работу под реальный уровень подготовки студента. Обратная связь, которую мы получаем от кураторов программы из Японии, показывает, что мы все делаем правильно.

мифи mephi 2.JPG

Как вы предполагаете развивать сотрудничество с Токийским университетом технологий?

— Конечно, цель нашей совместной программы состоит не только в поездках. Мы хотим сформулировать общие проекты и подать совместные заявки на гранты Российского научного фонда с участием студентов. В идеале это позволит студентам участвовать в совместной научной работе, которая может обогатить Россию и Японию с точки зрения развития технологий.

РИА Новости

465