«Главное – заниматься тем, что любишь, а остальное приложится», – выпускник МИФИ об успехах в науке и карьере

04
апреля
2019

В НИЯУ МИФИ прошла авторская лекция выпускника 1989 года, основателя стипендиальной программы для студентов НИЯУ МИФИ, изобретателя и основателя Орбитрэпной масс-спектрометрии, директора по науке в области масс-спектрометрии для наук о жизни Thermo Fisher Scientific (Бремен, Германия) и профессора университета Утрехта (Нидерланды) Макарова Александра Алексеевича. Он рассказал о работе, научной деятельности и об учебе в МИФИ.

мифи mephi  (21).jpg

Как часто вы бываете в МИФИ и сотрудничаете ли вы с университетом?

— Каждые несколько лет я выступаю в МИФИ с докладом. На данный момент мы сотрудничаем с Институтом проблем химической физики РАН, также с Институтом общей физики РАН, поэтому, вполне вероятно, что по одному из наших проектов мы будем сотрудничать и с МИФИ.

Какое впечатление производит на вас вуз сегодня?

— Внешне вуз стал более «нарядным», но главный показатель качества университета – как люди здесь себя чувствуют. Для понимания этого нужно разговаривать с заинтересованными студентами и сотрудниками, чтобы помогать им и указывать пути развития. В современном мире есть очень много возможностей, нужно научить студентов видеть их и пользоваться ими. Студентов нужно мотивировать, показывать, что их поддержат в любой инициативе.

В зарубежных университетах, с которыми я работал, если ты выходишь с идеей, на тебя тут же набрасываются офисы по технической поддержке и интеллектуальному продвижению. Они интересуются: что нужно студенту или сотруднику для реализации его проекта, предлагают небольшие по размеру, но уместные по назначению деньги, оборудование и другую помощь. Я убежден, что такой подход необходимо применять и в России. И, конечно, если не в МИФИ, то где же ещё изобретать и продвигать высокие технологии? Человек, который благодаря своим знаниям изобретает в будущем востребованный на рынке продукт – вот какая должна быть цель.

Как студенту определить свои научные интересы?

— Что касается меня, будучи на втором курсе и не имея специальных знаний, я пришёл на кафедру по приглашению профессора НИЯУ МИФИ Сысоева Александра Алексеевича. Именно он мне сказал: «Не волнуйся, вот тебе поле деятельности. Все начинают с малого, главное – начать». Так я почувствовал поддержку, мне дали попробовать себя в том, в чем я хотел. Тогда мне показали эксперименты, которые проводятся, познакомили с имеющимися программами и позволили все пробовать и выбирать. Я мог решить, нравится ли мне программировать, работать на установках или паять электронику. Обучение со свободным выбором курсов позволило мне балансировать между разными областями. Это дало мне возможность интегрировать эти разные области знаний и придумывать новые комбинации. Наверное, я был первым студентом, которому с факультета «Ф» разрешили посещать курсы других факультетов, например, «А» и «Т». Думаю, что студенты во время обучения должны на практике попробовать себя в разных направлениях, это самый верный путь найти свое призвание.

Как знания, полученные в МИФИ, помогли вам в построении карьеры?

— Я получил квалификацию инженер-физик по молекулярной физике и всегда работал по своей специальности. Я использовал в деятельности абсолютно всё, даже знания, которые я получал на курсах других факультетов. Например, Александр Алексеевич очень рекомендовал мне пройти курс по персональным компьютерам. Тогда я не очень понимал, зачем мне это нужно, это был 1985 год, но впоследствии эти знания оказались мне очень полезны. Могу сказать, что даже военная подготовка оказалась полезной. Механический дизайн, электронный дизайн – всё это в той или иной степени мне пригодилось в жизни.

Какова роль самообразования в вашей жизни?

— Самообучение происходило на примере каких-то конкретных задач. Например, когда я пришёл на кафедру, большую часть аппаратов я не знал, поэтому, когда по этим аппаратам давали курсы, у меня была совсем другая мотивация учиться. Когда я видел реальные прототипы или какие-то эффекты, тогда я сразу понимал, что и зачем я делаю. Конечно, я проводил время и в библиотеках, например, в Ленинке и Библиотеке патентной литературы. Связь с практикой была для меня очень важна: если я не видел реальных примеров, теоретический материал оставался для меня где-то на поверхности.

Опираясь на мировой опыт, могу сказать, что, когда людей отправляют в известные высокотехнологичные фирмы интернами, это очень сильно повышает мотивацию студентов. Стажеры видят применение своим возможностям и постепенно приобретают необходимые навыки для последующего обучения и работы. Правда, необходимо тщательно выбирать места практики, чтобы людей действительно обучали, а не демотивировали, потому что если человек приходит за практическим опытом, а ему поручают разносить кефир – это убивает мотивацию.

— Над чем вы работаете в Thermo Fisher Scientific?

— Мы производим приборы, которые используются специалистами для многих приложений, например, для изучения взаимодействия белков при развитии таких болезней как рак. Мы только поставляем инструменты, а уже сами исследования проводится специалистами в биологических лабораториях. С конца 2000-х Орбитрэп стал основным инструментом для таких исследований. Прогресс последних пяти лет в иммунотерапии связан также и с тем, что можно быстро определить, как работают те или иные лекарства, и все это делается на масс-спектрометрах с жидкостной хроматографией, теперь это стандартная процедура. Например, недалеко от МИФИ и станции метро «Каширская» в Национальном медицинском исследовательском центре онкологии им. Н.Н. Блохина с 2009 года используют Орбитрэпы для исследования рака. Каждые пару лет мы выводим на рынок новые модели с кратным улучшением параметров. Каждые 5-7 лет мы уменьшаем размеры нашего прибора в два раза, и, в принципе, могли бы уменьшать и цены, если было бы достаточное конкурентное давление.

Есть ли среди интернов в вашей компании мифисты?

— Интернов у нас всего несколько, но среди них студентов МИФИ пока нет из-за визовых проблем, но как работники на постоянных позициях они встречаются часто. В нашей группе сейчас активно работают четыре выпускника НИЯУ МИФИ, и они ценные специалисты. Если учесть, что по количеству мифистов превосходят лишь выпускники университета из соседнего Гамбурга (который к тому же заметно больше МИФИ), то это показывает мифистов как конкурентоспособных специалистов.

Стоит ли начинать работать, будучи еще студентом?

— Лично для себя я вывел такое правило: работать только по своему призванию (следовательно, и по профессии в широком смысле этого слова). Я заканчивал МИФИ в сложное для страны время, и было непросто, зато это дало мне новый опыт. Параллельно с аспирантурой я работал с Институтом общей физики и еще в нескольких небольших фирмах. Это позволило мне увидеть реально существующие проблемы, сосредоточиться на своей области и двигаться к обогащению опыта, приобретать комплементарные способности, чтобы в целом усиливать свой потенциал. Главное – заниматься тем, что любишь, а остальное приложится. В это сложно было поверить мне самому, когда заработков с трудом хватало лишь на еду для семьи, но я не отступал от своих убеждений, именно поэтому все, в конце концов, и получилось.

52