Выпускник НИЯУ МИФИ стал профессором норвежского университета. Как?

23
июля
2019

Выпускник НИЯУ МИФИ Борис Балакин, в настоящее время профессор Университета прикладных наук Западной Норвегии (Western Norway University of Applied Sciences), рассказал о своём карьерном пути.

— Я профессор норвежского университета. По образованию — инженер-физик. Поступил в МИФИ в 2000 году, закончил физико-технический факультет (Ф), сейчас это Институт ядерной физики и технологий (ИЯФиТ). Учился на кафедре теплофизики. Потом год работал в по специальности, но впоследствии понял, что инженерные вопросы не совсем моё, меня больше всего интересует наука, именно поэтому пошёл в аспирантуру.

Балакин.JPG

— По каким критериям выбирали программу? Какие советы можете дать студентам?

— Аспирантура — это больше не учебная, а исследовательская программа, поэтому здесь нет каких-либо формальных критериев. Существует ряд наукометрических параметров, определяющих успешность научной группы, в которую выпускник приходит, будучи аспирантом. Как правило, это индекс Хирша руководителя и количество статей, которые группа публикует за год. Их должно быть не менее 2-3 на каждого члена группы. Если студент решил дальше заниматься наукой, то я бы посоветовал начинать с младших курсов и стараться опубликовать как можно больше научных работ к моменту выпуска, желательно на английском.

— Сложно ли было пройти отбор в аспирантуру норвежского университета?

— Я отправил заявку на общих основаниях, и конкурсная комиссия Бергенского университета нашла её подходящей. Отбор было пройти несложно, все анкеты были обезличены. При успешном прохождении первого этапа сотрудники университета связываются с тремя лучшими претендентами на вакансию по Skype и проводят собеседование. В 2007 году эта технология ещё только развивалась, со мной собеседование проводилось по телефону. Спустя неделю пришло официальное приглашение в аспирантуру.

— Что дало Вам обучение в МИФИ?

— Обучение в МИФИ даёт многое. В первую очередь — это умение запоминать и обрабатывать большие объёмы информации в короткие сроки, решать нестандартные задачи и смотреть на многие проблемы критически. На первых курсах МИФИ даёт отличную академическую базу на лучшем мировом уровне. Программа обучения очень насыщенная, поэтому студент с самого начала учится планировать своё время, приобретает стрессоустойчивость. Очень важны социальные аспекты обучения — большинство студентов с моего потока продолжают поддерживать отношения, у многих в МИФИ появились лучшие друзья.

Как Вы пришли к решению об обучении за рубежом?

— В серьёзной науке нет понятия «за рубежом». Для работы по интересующей тематике учёный ищет группу, наиболее близкую его профилю. Моя дипломная работа в МИФИ была посвящена численному моделированию многофазных потоков. Ближайшей группой с открытой на тот момент вакансией была многофазная группа Бергенского университета под руководством профессора Хоффманна — учёного мирового уровня, который меня многому научил.

— Чем отличается работа учёного в России и Норвегии?

— Конечно, есть различия в социокультурном бэкграунде, следовательно, и ментальности. Также структура норвежского учебного процесса немного отличается от того, что есть сейчас в МИФИ. Заметно, что у студентов из России большая работоспособность и больше основательных базовых знаний в области физики, математики, инженерной графики. В то же время сильной стороной норвежских студентов являются коммуникативные навыки, в частности презентационные, отличное знание английского, умение выступать на конференциях и желание получить максимум практического опыта, который пригодится в дальнейшем.

Отличаются также структуры университетов: в Норвегии административными делами занимаются непосредственно администраторы, а деканат руководит только процессом образования и решает вопросы, связанные с наукой, в то время как в России эти функции смешаны и сконцентрированы в руках деканата.

В Норвегии сама программа менее насыщенная, рассчитана на «вливание» студентов в учебный процесс. При этом там более узкие временные рамки аспирантуры: даётся только 3 года без обязательной педагогической нагрузки, 4 года — с ней.

— Какие есть тенденции в Европе, в частности в странах Скандинавии, в отношении профессий будущего?

Традиционно максимальный конкурс в Скандинавии наблюдается на медицинских и юридических факультетах, далее идут инженерные, естественные и экономические науки. Профессии будущего — то, что находится на стыке наук. В последние годы в Норвегии возросла роль специалистов по возобновляемой энергетике, робототехнике, прикладной биофизике, big data и программной обработке изображений (например, распознавание лиц).

— В каких проектах участвуете на данный момент?

— С НИЯУ МИФИ у нас много совместных проектов. Сейчас мы активно работаем в области исследования наножидкостей, получили грант Российского научного фонда. При изготовлении наножидкости мы диспергируем наночастицы металла в жидкости. Броуновское движение молекул жидкости не даёт частицам осесть и в итоге получается очень стабильная и интересная суспензия, обладающая рядом важных физических свойств. Такие жидкости можно использовать, чтобы улучшить теплообмен в разного рода системах, они гораздо лучше поглощают электромагнитное излучение и позволяют существенно увеличивать коэффициент полезного действия различных тепловых систем.

Также у нас есть совместный проект в области кипения в жидкостях. Мы рассматриваем фундаментальный процесс, а именно физику кипения, пытаемся понять, как он происходит, поскольку он до конца не изучен.

Кроме того, мы работаем над проектом в области нефтегазовой промышленности по предотвращению образования гидратных пробок, которые получаются в условиях пониженных температур и повышенных давлений. Мы изучаем, каким образом можно сделать так, чтобы можно было работать без них. Доля участия НИЯУ МИФИ не менее 50%, в некоторых проектах — больше. Мы очень довольны сотрудничеством.

Что касается образовательных программ, основной остается летняя школа по численным методам. В этом году удалось привлечь дополнительное финансирование в рамках норвежского образовательного проекта, что позволило разнообразить школу: пригласить известных в научных кругах спикеров, произвести обмен российских и норвежских студентов. Стоит отметить, учебный обмен мы осуществляем постоянно. Одним словом, работа идёт.

Как Вы оцениваете уровень подготовки студентов МИФИ?

— Я с большим удовольствием принимаю русских студентов к себе в группу в Норвегии, потому что они многое могут, очень работоспособны.

Какие пожелания и напутствия вы можете дать абитуриентам и студентам?

— Для начала — выжить первые два курса! Если учитесь на технической специальности, и она не нравится, не бойтесь сменить профиль. Стоит найти то, что нравится! Ведь хорошо получается только, когда любишь то, что делаешь.

65