Всероссийская конференция «Информационные технологии в образовании XXI века» (ИТО-XXI)

09
ноября
2011

С 24 по 26 октября в Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» при поддержке Министерства образования и науки РФ прошла Всероссийская конференция «Информационные технологии в образовании XXI века» (ИТО-XXI).

Конференция привлекла большое внимание педагогической и научной общественности из многих регионов страны в силу новизны рассматриваемых на ней проблем, в первую очередь, связанных с развитием информационной инфраструктуры в сфере науки и образования, с перспективными направлениями развития информационной образовательной среды «учреждения общего образования - университет» и моделей их реализации на основе преемственности высшего и общего образования, а также представление опыта довузовской подготовки средствами межпредметной учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в сфере современных  естественнонаучных знаний и разработке перспективных моделей подготовки кадров для сферы высоких технологий и работы с одаренной молодежью.

Открыла конференцию проректор НИЯУ МИФИ профессор Е.Б. Весна. С интересными докладами на пленарном заседании выступили представители общественных, государственных организаций и учреждений образования, активно занимающиеся вопросами информатизации образования и известные не только в нашей стране, но и за рубежом.

С докладом «Сетевое взаимодействие как ресурс развития образовательных учреждений» выступила заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по образованию и науке профессор Л.Н. Духанина. Она особо выделила те социокультурные изменения, которые привнесли  информационные технологии в жизнь людей, обозначила перспективные направления встраивания ИКТ в современную образовательную деятельность школы и национального исследовательского университета, а также их влияние на качество жизни и развитие экономики страны. Глобальные качественные изменения на всех уровнях образования в России привнесли государственные образовательные стандарты нового поколения как для общего, так и профессионального образования, основной целью которых является преемственность уровней образования в быстро меняющемся мире науки и техники и обеспечение единого информационного образовательного пространства страны. Особо она подчеркнула значимость задачи конференции - формирование перспективных направлений развития информационной образовательной среды «школа – университет» и моделей их реализации на основе преемственности высшего и общего образования» для решения кадровой проблемы в сфере инновационной науки в рамках образовательной политики государства до 2020 года.

Ректор Московского института открытого образования, член-корреспондент РАН А.Л. Семенов в докладе «Цифровой век российской школы» отметил, что широкое внедрение цифровых технологий в современный учебный процесс является осознанной потребностью общества. Он подчеркнул, что информационная образовательная среда стала неотъемлемой частью современного образовательной процесса каждой школы страны. Это закреплено Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования для всех ступеней обучения: начальной, основной и старшей. С 2011 года стандарт вступил в силу для начальной школы и до 2015 да охватит все ступени обучения в школе, предоставив всем школьникам современные средства и ресурсы информационной деятельности повсеместно. Это накладывает новые требования не только к школе, но в первую очередь - к учителю, поэтому ключевую роль в успешности реализации новых целей образования играет повышение квалификации учителей как учителей новой школы.

Инновационный опыт формирования информационного образовательного пространства в регионе как системного процесса представила начальник отдела развития информационных технологий Министерства образования и науки Республики Татарстан Н.А. Сулимова. Она поделилась опытом реализации региональной программы «Электронное образование Республики Татарстан», провела анализ этапов реализации и продемонстрировала достигнутые  результаты за последние три года. В частности, на сегодняшний день сформирован региональный образовательный портал, в рамках которого уже встроены и функционируют ряд региональных образовательных услуг, охватывающих все школы республики: электронная очередь в детские сады, единый сервер школьных сайтов, система обслуживания дистанционного обучения школьников, система «Электронный дневник школьника», единая республиканская коллекция ЭОР, республиканская педагогическая сеть всех учителей. С 2011 учебного года каждый учитель республики получил в пользование ноутбук. Практически все школы Татарстана имеют подключение к Интернету, оснащены беспроводной сетью Wi-Fi. Программа «Электронное образование Республики Татарстан» позволяет реально включить в информационную образовательную среду каждого учителя, гарантировать учащимся активное использование средств и ресурсов этой среды в школе на каждом уроке. Такой опыт поможет сформировать тиражируемые модели создания сетевых государственных услуг в сфере образования и дальнейшего охвата ими всех участников образовательного процесса.

Вопросы выявления и поддержки талантливой молодежи включены в приоритетные направления государственной образовательной политики. Член Центрального оргкомитета Всероссийской олимпиады школьников, Председатель Центральной предметно-методической комиссии по информатике В.М.Кирюхин отразил ведущую роль Всероссийской олимпиады школьников как самой массовой в олимпиадном движении и встроенной в школьное образование с младшей ступени обучения и представил систему подготовки талантливой молодежи к инновационной деятельности в сфере новых информационных технологий на ее примере. Он обратил внимание на имеющуюся сегодня проблему в выявлении талантов, когда школьник включается в олимпиадное движение в рамках профильного обучения в 9 или 10 классе. Это влечет деформацию в его учебной нагрузке и главное, нехватку времени для проявления таланта в полной мере. Большое значение здесь отведено школьному этапу Всероссийской олимпиады. Для массового охвата школьников и выявления талантов на ранней стадии развития детей необходимо использовать потенциал олимпиады, закрепленный нормативно Положением о Всероссийской олимпиаде школьников: участвовать в школьном этапе имеют право школьники с 5 класса с целью раннего выявления талантов и предоставления им возможности развития своего таланта в системе олимпиадных мероприятий. Сейчас особо важно стоят проблемы организации плановой работы представителей университетов с учителями школы, работающими с одаренными школьниками, оказания помощи им в этой работе и организации для них специальных курсов повышения квалификации.

Заместитель директора Федерального института педагогических измерений С.В. Станченко в своем выступлении рассмотрел вопросы информационно-технологического обеспечения стандартизированных процедур оценки качества образования на основе ГИА и ЕГЭ, включая автоматизацию большинства технических операций: поиск, первичная компоновка и печать промежуточных документов, управление производственными цепочками, формирование открытого сегмента банка заданий и т.д. Он обозначил проблему перехода на компьютерный формат единого государственного экзамена, что требует включения этих вопросов в сферу повышения квалификации учителей, формирования готовности выпускников школы к такому формату итоговых испытаний.

Заместитель генерального директора издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» М.С. Цветкова выступила с докладом «Формирование готовности выпускника школы к инновационной исследовательской деятельности средствами современных учебно-методических комплексов». Она поставила ряд актуальных вопросов участия университета в разработке программ по учебным предметам профильного уровня (заказ вуза), формирования сетевых школ для старшеклассников по элективным и профильным курсам от кафедр университетов, создания механизмов сотрудничества школы и университета в профильной учебно-исследовательской и проектной работе школьников, а также привлечение ученых ведущих университетов страны в качестве авторов профильных учебников, отражающих не только углубленных курс по предмету, но и инновационные научные и технические достижения. Особо М.С. Цветкова отметила дефицит в профориентационных сетевых сервисах для выпускников школ, а также слабое внимание вузов к информационной поддержке учителей школ своей территории, в том числе привлечение максимального количества профильных учителей к таким мероприятиями как «Фестиваль науки», «День открытых дверей», которые традиционно  проводятся только для школьников. С другой стороны, вузовские конференции пока отгорожены от школьников. Для школьников обычно проводятся отдельные детские конференции. Однако такие школьники и их профильные наставники-учителя должны также попадать под патронат курирующего университета.

Профессор Уральского федерального университета В.В. Прохоров представил на пленарном заседании современную отечественную систему Интернет видеосвязи, автором и разработчиком которой он является. Он продемонстрировал ее  применение в образовании, рассказал о перспективах развития в рамках информационного образовательного пространства на основе успешного опыта функционирования межрегиональной среды видео связности центров повышения квалификации учителей в субъектах Российской Федерации (www.binom.vidicor.ru). Данный опыт может тиражироваться для создания полнофункциональных систем удаленного видео присутствия и режиме человек-человек и круглосуточного Интернет-телевещания в реальном времени для сетевых инфраструктур «школа – университет ».

Завершил работу пленарного заседания доклад декана факультета повышения квалификации и переподготовки кадров НИЯУ МИФИ профессора С.В. Киреева «Информационные технологии в системе дополнительного профессионального образования НИЯУ МИФИ». В своем докладе он рассказал об опыте использования инновационных информационных технологий в системе дополнительного профессионального образования, описал перспективные направления сотрудничества университета с партнерами, школами, учителями, стажерскими площадками. Особое значение придал формированию системы доступа в информационной образовательной сети НИЯУ МИФИ к электронной библиотеке университета не только студентов и преподавателей вуза, но и учителей, школьников, преподавателей всех партнерских площадок НИЯУ МИФИ, а также дальнейшему развитию и инновационному наполнению системы курсов повышения квалификации с использование дистанционных технологий и интернет видеосистем.

Дальнейшая работа конференции осуществлялась в рамках 5-и секций и 4-х круглых столов, представленных в программе конференции (http://www.ito-xxi.mephi.ru/ ).

В общей сложности для участия в конференции было зарегистрировано около 500 человек, из них непосредственно приняли участие более 300 человек из 122 образовательных и научных организаций страны. Многие мероприятия конференции транслировались в режиме реального времени на сайте НИЯУ МИФИ, что дало возможность всем заинтересованным представителям научной и педагогической общественности страны и ближнего зарубежья следить за происходящими на конференции событиями.

По материалам выступлений участников конференции подготовлен и издан сборник трудов конференции, в который вошли тезисы 150 докладов, отобранных программным комитетом конференции для издания. Лучшие доклады участников конференции, представленные на секционных заседаниях, рекомендованы программным комитетом к публикации в научных журналах из перечня ВАК.

Важно отметить, что во время проведения конференции ведущие ИТ-компании и издательства имели возможность обсудить с руководством НИЯУ МИФИ вопросы тесного взаимодействия в реализации инновационных проектов в области информационных и образовательных технологий. В частности, такие договоренности были достигнуты с НПЦ «Видикор» (www.vidicor.ru) и издательством «БИНОМ. Лаборатория знаний» (www.LBZ.ru).

По итогам работы конференции все участниками отметили высокий научный и организационный уровень ее проведения и актуальность рассматриваемых на ней вопросов. Наряду с этим было отмечено, что на будущей конференции необходимо включить в ее программу следующие мероприятия, демонстрирующие реальные достижения НИЯУ МИФИ в реализации единого информационного образовательного пространства учреждений общего образования и университета и использовании его в образовательном процессе в системе «учреждения общего образования – университет»:

  • учитывая большой интерес к конференции со стороны представителей стран ближнего и дальнего зарубежья расширить круг участников конференции для ознакомления и обмена не только отечественным, но и зарубежным опытом, использовать Интернет видеосистемы удаленного присутствия для демонстрации лучшего зарубежного опыта участникам конференции;
  • организовать «День открытых дверей для учителей» для всех желающих педагогов с демонстрацией инновационных разработок кафедр НИЯУ МИФИ в области современных информационных образовательных технологий, включая мастер-классы;
  • организовать работу секции с привлечением наряду с наставниками и школьников для демонстрации возможностей исследовательской и проектной деятельности в рамках модели «учреждения общего образования – университет», причем как в очной, так и в дистанционной форме;
  • организовать площадку «Современный учебный эксперимент» для демонстрации открытых лабораторных практикумов для учеников и педагогов в рамках сетевой школы НИЯУ МИФИ на базе самого современного лабораторного оборудования, компьютерных моделей, цифровых устройств, в том числе с привлечением компаний производителей учебного оборудования с обязательной его демонстрацией с участием групп школьников и учителей;
  • провести мастер-класс по работе участников сетевой школы НИЯУ МИФИ с электронной библиотекой университета, в том числе с удаленными участниками;
  • организовать выставку лучшего учебного оборудования для школ и вузов с привлечением ведущих производителей, а также выставку-ярмарку учебных и научных изданий ведущих книжных издательств и медиакомпаний.

Более подробная информация о работе Всероссийской конференции «Информационные технологии в образовании XXI века» размещена на сайте

http://www.ito-xxi.mephi.ru .

16