Президент России Владимир Путин: "Наша высшая школа должна быть сильной, давать по-настоящему современное, достойное образование"

31
октября
2014

30 октября президент РФ Владимир Путин встретился с членами Российского Союза ректоров. На X юбилейном съезде ректоров собрались руководители практически всех вузов страны и гости из-за рубежа. Всего в этой системе в России занято свыше 300 тысяч человек, 5,5 миллионов студентов. "Целая армия", - заметил президент.

"Система высшего образования была и остается мощным интеллектуальным ресурсом страны, она генерирует новые знания - и, разумеется, для этого и создавалась: готовит кадры для всех сфер жизни России", - подчеркнул глава государства.

За последние годы немало сделано, чтобы вузы развивались в соответствии с требованием времени, становились конкурентоспособными, задавали ориентиры передовым отраслям. Сформирована сеть ведущих университетов, выделены значительные бюджетные ресурсы. На поддержку исследований под руководством ведущих ученых предусмотрены гранты господдержки. Укрепляется система кооперации вузов и предприятий.

Повышаются зарплаты - по майским указам президента РФ к 2018 году они должны составить не менее 200% от средней зарплаты по региону. "Эти планы, безусловно, мы будем стремиться реализовать, "несмотря на известные сложности", - заверил Путин. По итогам первого полугодия зарплата в системе высшей школы в среднем превысила 45 тысяч рублей. "Где-то повыше среднего по региону, где-то пока не достигнута эта планка", - заметил он. К примеру, в Москве средняя зарплата достаточно высокая, подобраться к ней непросто, да и вузов немало - 250.

"И рост зарплат, и укрепление материально-технической базы – все это, прежде всего, инструменты развития и обновления высшей школы, инвестиции в решение базовой задачи – подготовку профессионалов, востребованных на рынке труда", - подчеркнул президент. Но пока претензий к уровню образования, к содержанию программ и качеству преподавания много: не каждый вуз готов работать по-современному, чтобы у выпускника оставался не только диплом, но и нужные знания и навыки. "Высшей школе нужна большая открытость, понятные механизмы, которые стимулировали бы перемены", - убежден президент. Серьезную роль может сыграть внедрение объективных систем оценки качества обучения. К их выполнению должен подключиться и Российский союз ректоров, считает Путин: "К вашему авторитетному мнению прислушиваются и в регионах, и на федеральном уровне. Вы лучше, чем кто-либо, знаете, как наиболее эффективно и деликатно организовать эту работу, понимаете, что нужно сделать, чтобы система оценок, в том числе независимых, была неформальной, содержательной, непредвзятой и приносила реальную пользу всему этому сектору". Результаты оценки качества подготовки специалистов должны учитываться при принятии решений о государственной аккредитации, убежден президент.

"Наша высшая школа должна быть сильной, давать по-настоящему современное, достойное образование", - подчеркнул глава государства. "Освоить знания такого высокого уровня, такого качества может далеко не каждый человек", - считает он. Поэтому возникает много вопросов, когда некоторые вузы зачисляют ребят с очевидно неудовлетворительными знаниями. "Подобная гонка за абитуриентами, а значит, и за финансированием, надо прямо сказать, подчас девальвирует высшее учебное заведение, размывает ценность, престиж, авторитет самого вуза", - раскритиковал он. "Какого качества специалистов мы получим на выходе? - задался вопросом Путин. - Понятно, что рассчитывать на хороший результат не приходится". "В вузы должны поступать те, кто способен учиться там", - подчеркнул президент, уточнив, что это касается и бюджетных, и платных мест.

В пример глава государства привел столицу, занявшую по итогам ЕГЭ в этом году первое место по числу набравших по математике 80-100 баллов. При этом есть случаи зачисления на такие специальности, как "Авиационная и ракетно-космическая техника", "Аэронавигация", "Информационная безопасность", "Машиностроение", "Электро- и теплоэнергетика" абитуриентов с 24 баллами по самому профильному предмету.

Еще одна задача - наладить прямые тесные контакты с будущими работодателями выпускников. "Это абсолютно принципиальное требование для вузов, готовящих специалистов - и прежде всего инженерно-технического профиля", - считает президент. "В непростых экономических условиях, когда мы должны ускоренными темпами развивать несырьевые отрасли, на первый план, конечно, выходит максимальное сближение образования с производством, с практикой, с реальной жизнью", - отметил он. Нужно создавать прорывные технологии, обеспечивать производства востребованными кадрами, и Российский союз ректоров с отделениями в 72 регионах должен внести в это свой вклад.

Международные рейтинги. "Это один из инструментов конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг. Кто же будет их использовать себе во вред и в нашу пользу", - объяснил президент. В то же время Россия не собирается изолировать свою систему образования от международной. Со слов главы государства, несмотря на внешнеполитическую ситуацию, Россия должна учитывать международные рейтинги вузов, не допуская изоляции своих учебных учреждений. "У нас много своеобразия, много того, что нас отличает от других, но замыкаться в себе, в своей скорлупе, не смотреть, что происходит вокруг, тоже нельзя", - подчеркнул Путин. Но и собственный рейтинг с объективными критериями стране, конечно, нужен.

(Ранее сообщалось, что в начале октября был оглашен рейтинг вузов от лондонского издания Times Higher Education. В него вошли три вуза России: Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Новосибирский университет и Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ». Эти учебные учреждения вошли в сотню лучших университетов мира в области естествознания. МГУ также вошел в сотню лучших вузов в области технологий – Interfax).

Глава государства согласился, что в системе оплаты труда учителей и педагогов есть перекосы: нужно оптимизировать систему высшего образования. Кроме того, он призвал заранее думать, чтобы "талант от нас никуда не утек". "Главная задача вуза - подготовка специалистов. Вуз создается не для того, чтобы деньги зарабатывать, а чтобы студентов готовить", - напомнил он. Специалистов же из-за рубежа возвращать надо, но не награждать лишь за то, что приехали.

Да, стране остро не хватает сегодня специалистов в высокотехнологичных областях экономики. Без них избавиться от сырьевой зависимости российского бюджета невозможно. Но при этом не стоит забывать и о гуманитарном образовании. Русский язык, литература, история также важны и для физиков-ядерщиков, и для генетиков.

"Если мы с вами не сможем сформировать, воспитать хорошего специалиста, у нас, конечно, не будет будущего. Это очевидный факт. Нам нужны люди со специальными знаниями и навыками. Но если мы не сможем воспитать человека с широкими, глубокими, всеобъемлющими, объективными знаниями в гуманитарной сфере, если мы не воспитаем человека самодостаточного, но осознающего себя частью большой, великой, многонациональной и многоконфессиональной общности, если мы этого не сделаем, у нас с вами не будет страны. Чрезвычайно важная задача стоит перед вами в гуманитарной сфере", - заявил президент.

Российские вузы — это еще и научные площадки, на которых планируется развивать технопарки и профильные кластеры. "Наука чрезвычайно важна для вуза. Но все-таки главная задача высшего учебного заведения – подготовка специалистов. Вуз создается не для того, чтобы деньги зарабатывать, а для того, чтобы студентов готовить", - подчеркнул президент РФ.

Релиз подготовлен на основе публикаций федеральных СМИ

9