Письмо ректору

  Телефонный   справочник

    Электронная     почта

  Министерство науки и высшего образования РФ
5-100.png Программа повышения конкурентоспособности
Противодействие коррупции
Наука и образование против террора
Диссертационные советы
Российский студенческий центр
Социальный навигатор
Оформление социальной студенческой карты
Study in Russia
NEVOD.png Уникальная научная установка НЕВОД
TEMP.png Турнир «ТеМП 2018»
50x75.png Международная олимпиада для студентов
Олимпиада «Я - профи»
eend_fond.png Эндаумент-фонд НИЯУ МИФИ



Новости университета



25.12.2014

Ректор МИФИ: университет должен работать как успешная корпорация

РИА Новости 05.12.2014

Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" совершил в этом году серьезный прорыв, оказавшись на 13 месте в рейтинге университетов развивающихся экономик Times Higher Education. О том, как вузу удалось добиться этого и планах развития рассказал РИА Новости ректор МИФИ Михаил Стриханов.

Вручение диплома МНС-РИА.jpg

– Михаил Николаевич, вчера были объявлены результаты нового рейтинга вузов Times Higher Education для стран БРИКС и развивающихся экономик. МИФИ оказался в нем впервые и сразу занял 13 место. Лучший результат среди российских вузов только у МГУ. Чем вы можете объяснить такой успех?

– Наверное, все-таки это нужно рассматривать как аванс для дальнейшей работы, так я считаю. Мы, конечно, очень рады, что занимаем такое высокое место. Его можно добиться только имея узнаваемый бренд университета, большое количество высокорейтинговых публикаций и готовя хорошие кадры.

Во всей этой группе вузов БРИКС мы очень сильный университет. Но, если пользоваться аналогией со спортом, то это соревнование не со стоящим партнером, а с очень активно двигающимся. Мы прекрасно понимаем, что в будущем ситуация может измениться. Поэтому нам нужно развивать те сильные стороны, которые у нашего университета есть и которые являются основой бренда МИФИ. Это триада: наука, образование и промышленные инновации. Понимая, что у нас должна быть сильная фундаментальная наука, мы должны ориентироваться также на конечную продукцию. Эта обратная связь приводит к качественному образованию. Мы готовим кадры, которые получают знания очень высокого уровня, и я думаю, что это один из секретов успеха.

Второй секрет заключается в том, что у нас все-таки не просто образовательный, а научно-образовательный центр. У нас в университете всегда была достаточно серьезная наука. У нас огромное количество совместителей из разных отраслей, из РАН, госкорпораций "Росатом" и "Ростех". Студенты на третьем-четвертом курсе прикрепляются к научному руководителю и они уже ориентированы на участие в конкретном и очень сложном проекте, они уже работают в команде.

– А какие цели вы ставите себе в дальнейшем?

– Мы построили для себя очень амбициозные планы, разработали дорожную карту по улучшению показателей, способствующих продвижению в мировых университетских рейтингах. Есть очень сложные задачи, например, увеличение числа публикаций на одного научно-педагогического работника в шесть раз за восемь лет. И без качественной и всесторонней перестройки работы университета их не решить.

Мы сейчас меняем инфраструктуру, меняем систему мотивации людей, проводим достаточно жесткую кадровую политику. Мы хотим приблизить структуру и управление университетом к бизнес-структуре, примерно к структуре госкорпорации "Росатом", но понимая при этом и особенность образования как достаточно консервативного процесса. Мы будем создавать службы так, как они организованы в успешных корпорациях, например, службу персонала.

И здесь нам приходится решать противоположные задачи. С одной стороны у нас очень много оборонных задач и соответствующей закрытой тематики, с другой стороны тенденция глобализации. Это разновекторные тенденции, но они успешно решаются, скажем, в Соединенных Штатах.

Таким образом, приближая университет по структуре и по управляемости к лучшим зарубежным университетам, мы многое выиграем. Это единственный путь.

– Как обстоят дела с привлечением в университет иностранных преподавателей и студентов? Ведь это тоже существенный индикатор, влияющий на репутацию вуза.

– У нас есть очень детально проработанный план, что мы должны сделать для привлечения иностранных ученых. Мы к 2020 году планируем иметь больше 14% иностранного персонала. Тут тоже масса сложностей. Все выдающиеся ученые имеют долговременные планы на ближайшие годы, поэтому здесь мы вступаем в конкуренцию, но будем работать.

Что касается студентов, то здесь есть вполне естественная для нас ниша. Мы являемся главным вузом-партнером госкорпорации "Росатом", а "Росатом" имеет свои интересы и планы строительства объектов более чем в 70 странах мира. Поэтому мы идем вслед за ним и там, где есть хотя бы наметки на соглашения, прорабатываем вопрос подготовки кадров. Причем подготовки не только на российской территории, но и территории другой страны. Это сотрудничество с "Росатомом" дает нам примерно половину потока иностранных студентов.

Всего сейчас у нас примерно 6,5% студентов – иностранцы, а в планах довести эту цифру до 21%.

– Удалось ли МИФИ расширить международные контакты в ходе проходящего в эти дни в Москве саммита университетов БРИКС?

– Мы провели очень хорошую встречу с восемью сильнейшими бразильскими университетами и были просто потрясены уровнем развития бразильского образования. Нам удалось установить хорошие контакты, и мы надеемся, что это будет действенным ресурсом в дальнейшем.

– Что, на ваш взгляд, больше всего мешает сейчас МИФИ и вообще российским вузам улучшать свои позиции на международной арене?

– Наша страна много лет была закрытой, поэтому бренды наших университетов менее узнаваемы, чем американские и европейские. Вторая серьезная проблема – это объем финансирования. Цифры бюджета у нас одинаковые с американцами, но здесь рубли, а там доллары. Уровень финансирования отличается минимум в 30 раз. При таком отставании тяжеловато конкурировать и эту проблему мы сразу не решим. Надо приготовиться к тяжелой и упорной работе.

Вообще, рейтингование вузов – это очень важный индикатор того, что представляет собой система. Если ни один из российских вузов не входит в мировой топ-100 или топ-200, то это означает, что система образования больна. И если каким-то университетам удается выбиться в лидеры, не надо сосредотачивать внимание только на них. Это наши олимпийские чемпионы, за которыми должна идти масса перворазрядников и второразрядников. Система должна в целом подтягиваться под лидеров.

http://ria.ru/education/20141205/1036790801.html#ixzz3L1fnM72p


Количество показов: 3311

Возврат к списку


Добавить комментарий