Письмо ректору

Тревожная кнопка

Отзывы о преподавателях

Онлайн-обучение
Министерство образования и науки РФ
5-100.png Программа повышения конкурентоспособности
Противодействие коррупции
Наука и образование против террора
Диссертационные советы
Российский студенческий центр
Социальный навигатор
Оформление социальной студенческой карты
Study in Russia



Новости университета



25.12.2014

Ректор МИФИ: университет должен работать как успешная корпорация

РИА Новости 05.12.2014

Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" совершил в этом году серьезный прорыв, оказавшись на 13 месте в рейтинге университетов развивающихся экономик Times Higher Education. О том, как вузу удалось добиться этого и планах развития рассказал РИА Новости ректор МИФИ Михаил Стриханов.

Вручение диплома МНС-РИА.jpg

– Михаил Николаевич, вчера были объявлены результаты нового рейтинга вузов Times Higher Education для стран БРИКС и развивающихся экономик. МИФИ оказался в нем впервые и сразу занял 13 место. Лучший результат среди российских вузов только у МГУ. Чем вы можете объяснить такой успех?

– Наверное, все-таки это нужно рассматривать как аванс для дальнейшей работы, так я считаю. Мы, конечно, очень рады, что занимаем такое высокое место. Его можно добиться только имея узнаваемый бренд университета, большое количество высокорейтинговых публикаций и готовя хорошие кадры.

Во всей этой группе вузов БРИКС мы очень сильный университет. Но, если пользоваться аналогией со спортом, то это соревнование не со стоящим партнером, а с очень активно двигающимся. Мы прекрасно понимаем, что в будущем ситуация может измениться. Поэтому нам нужно развивать те сильные стороны, которые у нашего университета есть и которые являются основой бренда МИФИ. Это триада: наука, образование и промышленные инновации. Понимая, что у нас должна быть сильная фундаментальная наука, мы должны ориентироваться также на конечную продукцию. Эта обратная связь приводит к качественному образованию. Мы готовим кадры, которые получают знания очень высокого уровня, и я думаю, что это один из секретов успеха.

Второй секрет заключается в том, что у нас все-таки не просто образовательный, а научно-образовательный центр. У нас в университете всегда была достаточно серьезная наука. У нас огромное количество совместителей из разных отраслей, из РАН, госкорпораций "Росатом" и "Ростех". Студенты на третьем-четвертом курсе прикрепляются к научному руководителю и они уже ориентированы на участие в конкретном и очень сложном проекте, они уже работают в команде.

– А какие цели вы ставите себе в дальнейшем?

– Мы построили для себя очень амбициозные планы, разработали дорожную карту по улучшению показателей, способствующих продвижению в мировых университетских рейтингах. Есть очень сложные задачи, например, увеличение числа публикаций на одного научно-педагогического работника в шесть раз за восемь лет. И без качественной и всесторонней перестройки работы университета их не решить.

Мы сейчас меняем инфраструктуру, меняем систему мотивации людей, проводим достаточно жесткую кадровую политику. Мы хотим приблизить структуру и управление университетом к бизнес-структуре, примерно к структуре госкорпорации "Росатом", но понимая при этом и особенность образования как достаточно консервативного процесса. Мы будем создавать службы так, как они организованы в успешных корпорациях, например, службу персонала.

И здесь нам приходится решать противоположные задачи. С одной стороны у нас очень много оборонных задач и соответствующей закрытой тематики, с другой стороны тенденция глобализации. Это разновекторные тенденции, но они успешно решаются, скажем, в Соединенных Штатах.

Таким образом, приближая университет по структуре и по управляемости к лучшим зарубежным университетам, мы многое выиграем. Это единственный путь.

– Как обстоят дела с привлечением в университет иностранных преподавателей и студентов? Ведь это тоже существенный индикатор, влияющий на репутацию вуза.

– У нас есть очень детально проработанный план, что мы должны сделать для привлечения иностранных ученых. Мы к 2020 году планируем иметь больше 14% иностранного персонала. Тут тоже масса сложностей. Все выдающиеся ученые имеют долговременные планы на ближайшие годы, поэтому здесь мы вступаем в конкуренцию, но будем работать.

Что касается студентов, то здесь есть вполне естественная для нас ниша. Мы являемся главным вузом-партнером госкорпорации "Росатом", а "Росатом" имеет свои интересы и планы строительства объектов более чем в 70 странах мира. Поэтому мы идем вслед за ним и там, где есть хотя бы наметки на соглашения, прорабатываем вопрос подготовки кадров. Причем подготовки не только на российской территории, но и территории другой страны. Это сотрудничество с "Росатомом" дает нам примерно половину потока иностранных студентов.

Всего сейчас у нас примерно 6,5% студентов – иностранцы, а в планах довести эту цифру до 21%.

– Удалось ли МИФИ расширить международные контакты в ходе проходящего в эти дни в Москве саммита университетов БРИКС?

– Мы провели очень хорошую встречу с восемью сильнейшими бразильскими университетами и были просто потрясены уровнем развития бразильского образования. Нам удалось установить хорошие контакты, и мы надеемся, что это будет действенным ресурсом в дальнейшем.

– Что, на ваш взгляд, больше всего мешает сейчас МИФИ и вообще российским вузам улучшать свои позиции на международной арене?

– Наша страна много лет была закрытой, поэтому бренды наших университетов менее узнаваемы, чем американские и европейские. Вторая серьезная проблема – это объем финансирования. Цифры бюджета у нас одинаковые с американцами, но здесь рубли, а там доллары. Уровень финансирования отличается минимум в 30 раз. При таком отставании тяжеловато конкурировать и эту проблему мы сразу не решим. Надо приготовиться к тяжелой и упорной работе.

Вообще, рейтингование вузов – это очень важный индикатор того, что представляет собой система. Если ни один из российских вузов не входит в мировой топ-100 или топ-200, то это означает, что система образования больна. И если каким-то университетам удается выбиться в лидеры, не надо сосредотачивать внимание только на них. Это наши олимпийские чемпионы, за которыми должна идти масса перворазрядников и второразрядников. Система должна в целом подтягиваться под лидеров.

http://ria.ru/education/20141205/1036790801.html#ixzz3L1fnM72p


Количество показов: 3099

Возврат к списку


Добавить комментарий