Специалисты польского научно-технического университета AGH провели учебный курс в НИЯУ МИФИ

19
декабря
2014

С 15 по 19 декабря сотрудники факультета Физики и прикладной информатики польского научно-технического университета AGH (г. Краков): профессор Марек Идзик, а также доценты Томаш Фиутовски и Кшиштов Швентек провели в НИЯУ МИФИ учебный курс по основам сквозного проектирования аналоговых и цифровых интегральных микросхем для аппаратуры физических экспериментов.

Университет AGH – один из лидирующих технических университетов Польши, имеющий богатый опыт участия в целом ряде крупных международных физических экспериментов на ускорителях заряженных частиц, в том числе на Большом адронном коллайдере.

Мероприятие было подготовлено по инициативе содиректора Исследовательского центра ФАИР- Россия и члена международного попечительного совета Ханса Гутброда (GSI/FAIR, г. Дармштадт, Германия). Основную организационную работу при подготовке данного курса взяла на себя Лаборатория проектирования специализированных микросхем, основанная на базе кафедры электроники НИЯУ МИФИ в рамках постановления №220 Правительства РФ.

Неделей ранее в нашем университете прошел организованный совместно с американской компанией Cadence Всероссийский научно-методический семинар по средствам автоматизированного проектирования микросхем, который был ориентирован на экспертов. Поэтому в рамках мероприятий программы повышения конкурентоспособности НИЯУ МИФИ был организован учебный курс по основам сквозного проектирования микросхем специально для студентов и начинающих специалистов.

Участникам было предложено освоить полный маршрут разработки микросхем, включая теоретические аспекты проектирования с использованием передовых микроэлектронных САПР, моделирование и реализацию их топологии.

Курс состоял из лекций, семинаров и мастер-классов и был ориентирован на студентов 4 курса профильных кафедр НИЯУ МИФИ, таких как кафедры электроники и микро- и наноэлектроники, а также начинающих специалистов. В лекционной части курса приняло участие 60 человек, а в практических занятиях – 2 группы по 20 студентов. Рабочим языком курса был английский.

Тематика курса содержала следующие важные разделы: «Детекторная считывающая электроника» и «Проектирование аналоговых интегральных микросхем и их элементов», без компетенций по которым фактически трудно представить развитие современной физической аппаратуры.

В первой части мероприятия – на лекциях польского профессора Марека Идзика слушатели курса были ознакомлены не только с основными подходами и принципами проектирования современных интегральных микросхем для аппаратуры физического эксперимента, но и с примерами технологий и перечнем основных элементов, применяемых в международных научных экспериментах.

Во второй части курса лекции были проведены доцентами Томашем Фиутовски и Кшиштовом Швентеком. Они были сделаны в форме презентаций и демонстраций типовых маршрутов проектирования как аналоговых, так и цифровых интегральных микросхем. Студентам были показаны современные средства сквозного проектирования микросхем от технического задания до подготовки исходных данных в виде топологии в промышленном формате GDSII для запуска интегральных схем в производство.

Третьей и, пожалуй, наиболее интересной частью мероприятия для студентов стали мастер-классы, которые были организованы в дисплейном классе кафедры электроники и фактически представляли собой практические занятия в виде серии лабораторных работ и семинаров. На учебных занятиях студенты имели возможность аккордно освоить маршруты проектирования, проходя последовательно все требуемые этапы сквозного проектирования. Лабораторные работы проводились на программных средствах компании Cadence и с использованием технологических библиотек КМОП технологии с проектными нормами 350 нм компании AMS (Австрия). В завершение мастер-классов польские преподаватели, проведя тестирование студентов, отметили успешное освоение материалов курса и приобретенные компетенции студентов.

В рамках курса был проведен целый ряд обсуждений с польскими специалистами по совершенствованию учебного процесса в университете и по планам совместной научно-исследовательской работы и привлечения к ней молодежи в рамках деятельности международных коллабораций, в частности, CBM и PANDA на ускорителе FAIR. Отмечено, что организация подобных курсов, безусловно, способствует повышению конкурентоспособности НИЯУ МИФИ среди мировых лидеров образования и научно-исследовательских центров.

14