В НИЯУ МИФИ обсудили вопросы повышения эффективности системы государственной аттестации научно-педагогических кадров

29
июня
2015

В НИЯУ МИФИ прошел семинар-тренинг на тему «Актуальные вопросы аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации». Важность и своевременность затронутой темы семинара продиктована серьезными изменениями, произошедшими в системе государственной аттестации научно-педагогических кадров, а также повышением требований к качеству диссертационных работ и к деятельности диссертационных советов.

В совместном семинаре-тренинге приняли участие представители диссертационных советов Госкорпорации «Росатом» и диссертационных советов НИЯУ МИФИ. В качестве экспертов были приглашены ведущие специалисты в области аттестации научных и научно-педагогических работников, представители Минобрнауки РФ, Всероссийской аттестационной комиссии (ВАК), руководство диссертационных советов предприятий Госкорпорации «Росатом» и НИЯУ МИФИ.

Перед началом семинара к участникам мастер-класса обратился ректор НИЯУ МИФИ М.Н.Стриханов. В своем приветственном слове он выразил уверенность, что работа по повышению эффективности диссертационных советов, проведенная в тесной кооперации с Госкорпорацией «Росатом», позволит диссоветам университета принять меры по улучшению своей деятельности.

Диссертационные советы в своей работе должны неукоснительно руководствоваться требованиями, предъявляемыми ВАК к процедуре аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Ректор НИЯУ МИФИ напомнил, что в начале 2015 года в связи с допущенными нарушениями были закрыты в НИЯУ МИФИ два диссертационных совета. «Ситуация в данной сфере кардинально изменилась за последние несколько лет, появляются новые требования, но они все еще не учитываются научными кругами, – заявил ректор. – Практические рекомендации, которые будут выработаны по итогам семинара с представителями профильного департамента Минобрнауки РФ и Госкорпорации «Росатом» должны позволить повысить качество и эффективность научных исследований».

Директор Департамента аттестации научных и научно-педагогических работников Министерства образования и науки РФ И.А.Шишканова рассказала о перспективах развития системы государственной аттестации, сделав упор на проблемах, требующих совместного обсуждения с экспертами в данной области.

Она отметила, что, по мнению Минобрнауки РФ, критерии результативности научной деятельности необходимо разрабатывать по каждой отдельной отрасли, поскольку они не могут быть едиными для гуманитарных и естественных наук. «К сожалению, имеющаяся сегодня организация системы аттестации не позволяет формировать индивидуальную нормативную базу под различные отрасли, и это подталкивает к поиску новых инструментов. Критерии результативности – вот та новая идея, которая требует активного совместного обсуждения», – сообщила И.А.Шишканова.

В дальнейшем, по словам директора Департамента Минобрнауки РФ, по этим критериям планируется оценивать результативность научной деятельности диссертационных советов. «Пока эта мера имеет рекомендательный характер, но уже сейчас будет служить основой для принятия решений на фоне проводимой оптимизации сети диссертационных советов», – сказала И.А.Шишканова.

Далее ученый секретарь Госкорпорации «Росатом» А.К.Будыка на примере диссертационных советов предприятий рассказал о системе аттестации отраслевых научных кадров, а председатель Совета по аттестации и подготовке научно-педагогических кадров НИЯУ МИФИ Н.А.Кудряшов проинформировал о результатах деятельности диссертационных советов университета.

Важнейшей задачей НИЯУ МИФИ, как ведущего университета Ассоциации опорных вузов Росатома, является налаживание эффективного научно-образовательного взаимодействия с Госкорпорацией по подготовке кадров высшей квалификации для предприятий атомной отрасли. Как отмечали участники семинара, защита аспирантских и докторских диссертаций на предприятиях Росатома по реальным отраслевым темам, может стать одним из путей решения кадрового вопроса. Для этого предлагалось, чтобы научные работы, выдвинутые на соискание научной степени, были ориентированы, прежде всего, на решение проблем атомной отрасли.

В ходе семинара были затронуты и другие актуальные вопросы, включая роль ВАК в системе государственной аттестации кадров высшей научной квалификации, состояние и результативность системы государственной аттестации, возможность автоматизации процессов аттестации. Участники семинара рассмотрели меры по улучшению эффективности диссоветов, предложили конкретные технологии устранения существующих проблем.

На семинаре-тренинге с докладами выступили: заместитель директора Департамента подготовки и аттестации научных и научно-педагогических работников Минобрнауки России С.И.Пахомов, заместитель директора Департамента подготовки и аттестации научных и научно-педагогических работников Минобрнауки России В.В.Гайдук, директор Центра бюджетного мониторинга ПетрГУ В.А.Гуртов.

Вопросы, связанные с модернизацией системы подготовки кадров высшей квалификации вызвали активную дискуссию. Участники семинара выражали мнение, что сформулированные в процессе работы предложения должны найти свое применение в деятельности высших учебных заведений, на базе которых созданы и работают диссертационные советы.

Второй день семинара-тренинга был посвящен практическим вопросам подготовки аттестационных дел соискателями ученых степеней. В формате мастер-класса были обсуждены процедуры подготовки ходатайств на открытие диссоветов, заявок на включение изданий в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук (доктора наук).

Мастер-класс завершился тренингом по процедуре присвоения ученых степеней.

20