Директор Кунсткамеры Андрей Головнев о новой теории «Антропология движения»

05
октября
2017

27 сентября студентам НИЯУ МИФИ рассказал о своей работе новый директор Музея Кунсткамеры (МАЭ РАН), член-корреспондент РАН, профессор, доктор исторических наук Андрей Владимирович Головнёв.

Более 40 лет он проводит экспедиции среди кочевников Крайнего Севера, Скандинавии, и Аляски. Этот опыт дает возможность с научной точки зрения ответить на вопрос – почему люди разных культур предпочитают путешествия оседлому образу жизни?

Закономерности, выявленные ученым, сложились в новое научное направление – Антропология движения, которая изучает историю освоения пространства Евразии и других континентов, маршруты кочевников, образ жизни так называемого «Homo Mobilis».

Одна из установленных закономерностей, о которых рассказал лектор: если куда-то проложен путь колонизации и пошел поток переселения, то через какое-то время переселение пойдет вспять, к месту исхода. Именно это мы можем наблюдать сегодня в Европе. Некогда центр богатых метрополий, исходная точка маршрута Великих географических открытий, теперь она стала домом для людей самых разных регионов происхождения.

Трудно изучать процессы переселения целых сообществ. Но еще сложнее рассказать о них, сохранив идею движения. Для этого Андрей Владимирович применил особый метод – использование визуальных технологий и создание этнографически фильмов. Как кинорежиссер А.В. Головнев создает фильмы о кочевниках Севера – их уже более 10. Он руководит Этнографическим бюро и Российским фестивалем антропологических фильмов в Екатеринбурге.

Когда Андрея Владимировича избрали руководителем Музея антропологии и этнографии РАН, его спросили, как же он сможет жить без экспедиций и посвятить все свое время музею? На что он ответил, что Кунсткамера – это его самая большая экспедиция и самое значимое в жизни путешествие.

«Государев Кабинет» Петра Великого, с которого началась история музея, в начале XVIII века был очередным шагом на пути прогрессивного развития России. Появление Кунсткамеры совало со строительством самой империи, строительством Петербурга. Андрей Владимирович видит это событие как часть закономерного процесса. Неслучайно после потрясений конца XX века при новые государства начали интенсивно строить музеи собственной истории. Потому что музей позволяет сообществу сохранить свидетельства своей жизни, оставить какую-то летопись. И, как указал А.В. Головнев, миссия музеев вообще связана с основами идентичности людей.

Лектор отметил: «Сама Кунсткамера – это призма всей истории самопознания России. Начиналось все в библиотеке и камеры чудес. Академик Вернадский (1863–1945) писал, что в это время петербургская Кунсткамера явилась новаторством. Это один из самых старинных естаственнонаучных музеев… она была прототипом современных научно-исследовательских институтовПри ней был анатомический театр, с ней же был связан физический кабинет. В этом смысле она являлась учреждением будущего. Мне очень нравится выражение Вернадского, и я им пользуюсь для убеждения своих сотрудников: «Господа, мы живем в раю научной мысли… Но от изобилия пропадает инициативность… Я их призываю к тому, чтобы Кунсткамера снова вернулась в состояние новаторства».

Итак, кабинет редкостей не только позволял сохранять диковинные предметы быта разных народов России. Он также стал одним из первых научных центров нашей страны, организованных по образцу европейских академий.

Но интересно то, что наука о народах фактически появилась в России даже раньше, чем нашла свое место в университетах Европы антропология и этнография, потому что эти исследования были и остаются востребованными: «наука должна быть практичной – тогда она отвечает на реальные запросы». «Правители России проводили инвентаризацию ресурсов, в том числе человеческих». Путешественники и ученые, фиксирующие такие сведения, и стали первыми народоведами. То есть пополнение коллекций редкостей было государственным заказом. Так «именно Россия стала полем экспериментов и новых знаний, которые и породили новую науку».

«Я нахожусь в той среде, которая выступает как альянс, плавильный котел гуманитарных и естественных наук».

Фрагмент дискуссии

Вопрос: Вы упоминали модернизм и постмодернизм. Насколько я знаю, Вы кинорежиссер, соответственно Вам знакомы работы Андрея Звягинцева, особенно последние: «Левиафан» и «Нелюбовь». Как Вы считаете, он ближе к постмодернистам или к модерну? Или это некие колебания между модерном и постмодерном?

Ответ лектора: Я думаю, что его работы достаточно авторские. Неформальные абсолютные. Хотя трудно сказать, что он лишен идеологии. Вспомните все его тяжелые мизансцены… Но в то же время он так создает образы. Он не совсем Тарковский, хотя Тарковский тоже создавал сцены. Но он считал, что на мизансцене все должно происходить само собой. А то, как Вы воспринимаете – это Ваш внутренний диалог. (…) Смотрите и наблюдайте, что хотите.

Со Звягинцевым не совсем так. Он дает картину чистой экзистенции. Но у него в очень большой степени глубина эпизодов простроена таким образом, чтобы они саморазвивались. И здесь он на грани – здесь постмодерн… Это когда мы разрешаем себе все…

Вопрос: Можете поподробнее рассказать о Вашей теории «Антропология движения»?

Ответ: С удовольствием, тем более, что вы – благодарная аудитория.

Началось все с того, что у меня возник какой-то протест по поводу книг. Я вот неплохо пишу. Хвалят. Но недовыражался никогда. Вот описываю, описываю – на заре моей этнографической карьеры – кочевников. Я пытаюсь описать эти кочевья – не получается ничего вразумительного. Я взял в руки камеру. Я начал снимать.

И годы спустя я вдруг услышал, что «кинематограф» означает «запись движения». Мне же как раз нужно было записать то, что я не мог воспроизвести текстом. Дальше – больше.

Я начал ощущать, что вот эта статика нашей науки – это такая традиция, из которой мы никак не можем выбраться. Для того, чтобы что-нибудь исследовать, надо это остановить. Описанное, изученное, охарактеризованное будет у вас на 99% соответствовать этому качеству, за исключением одного – оно будет мертво. Оно не движется… Наука никак не может совладать с естественностью движения…

В заключительной части лекции Андрей Владимирович Головнев озвучил тему творческого задания для студентов: придумать и описать Кунсткамеру будущего – предложить новые проекты, способные стать частью действующей экспозиции знаменитого музея. Авторы самых интересных работ будут награждены в конце учебного года. Выполненное задание присылайте по адресу humanitiesmephi@gmail.com с пометкой «Кунсткамера».

140