Профессор кафедры истории приняла участие в конференции «Православное мировоззрение и вызовы современной информационной культуры»

01
июня
2018

25 мая 2018 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия состоялась конференция «Православное мировоззрение и вызовы современной информационной культуры».

На конференции выступила заместитель заведующего кафедрой истории, профессор, начальник Культурно-исторического центра «Наше наследие» В.А. Македонская с докладом на тему: «Вызовы современной информационной культуры и проблемы духовно-нравственного воспитания студентов в техническом университете». Профессор В.А. Македонская рассказала в своем выступлении о работе созданного в университете Культурно-исторического центра «Наше наследие». Историческое и гуманитарное просвещение студентов естественнонаучных специальностей является лучшим противоядием от увлечения дешевыми сциентистскими утопиями. В докладе была подчеркнута также важность сотрудничества НИЯУ МИФИ и ОЦАД, общими усилиями создавшими в университете кафедру теологии.

Актуальность темы конференции не оставляет сомнений. Современные информационные технологии становятся все более влиятельным фактором нашей цивилизации. Повсеместное присутствие информационной техники ставит перед сегодняшним обществом новые острые вопросы. Они касаются не только использования этой техники человеком, но и изменения самого человека и социума под влиянием этой техники. Особенно остро переживаются эти новации христианами, имеющими свои основополагающие антропологические представления, укорененные в Божественном откровении. Церковь и церковная общественность внимательно следят за ситуацией и обсуждают все вопросы, связанные с применением современных информационных технологий.

В ходе работы конференции было сделано пять докладов, по которым была развернута широкая дискуссия. Профессор ОЦАД, доктор философских наук, доктор богословия В.Н. Катасонов в своем докладе «Трансгуманизм: новая эволюционная утопия» подробно осветил всю историческую перспективу идеи искусственного интеллекта, от Аристотеля до трансгуманистического проекта. Человек, которому Бог дал способность творчества, в определенном смысле стремится конкурировать со своим Божественным Создателем. Идея построения искусственного разума и искусственного человека присутствовала почти во всех больших цивилизациях: в античности, Средневековье, арабской цивилизации, Возрождении, Новом времени, цивилизации Дальнего Востока. С XVII века выдвигается идея построить некий искусственный язык (алгебра, mathesis universalis, characteristic universalis), в рамках которого можно было бы задать формальный алгоритм для автоматизации решения задач. К XX веку все это приводит к созданию языков программирования и электронно-вычислительных машин. Новые технологии вливают свежую кровь в старую идею искусственного человека, робота, имитирующего человеческие способности. Возникающая идеология трансгуманизма обещает пересадить в это искусственное существо человеческое сознание, и тем самым обеспечить бессмертие, бесконечное познание и завоевание Вселенной. Профессор В.Н. Катасонов показал в своем докладе как принципиальную невозможность реализации этой утопии, так и лукавую сущность идеологии трансгуманизма, паразитирующей на человеческой надежде победы над смертью.

Доктор медицинских наук и философ О.А. Чагин в своем докладе «Искусственный интеллект как эрзац» убедительно показал утопичность моделирования человеческого мозга электронными средствами. Современная наука уже многое знает о структуре мозга, но именно на основании вскрытой сложности процессов, происходящих в нем, можно сделать вывод, что речь идет о технологической задаче, в принципе неразрешимой для электронного моделирования. Моделирование рассудочных действий человека, чисто «комбинаторный разум» никогда не смогут реализовать высших функций человека, которые зависят не только от «хочу» или «могу», но и от «должен». Доктор О.А. Чагин рассказал также о медицинских антропологических исследованиях, показывающих определенную психологическую деградацию современного человека, обусловленную технологическим цивилизационным контекстом.

Доктор философских наук, главный научный сотрудник Института философии РАН А.Л. Никифоров в докладе «Есть ли будущее у человечества?» рассмотрел социальные и идеологические условия, в которых сегодня выдвигается идея тотальной дигитализации культуры. Основой для его рассуждений был доклад Римского клуба за 2017 год. В условиях общепланетарного экологического кризиса, тотальной урбанизации жизни, дефицита водных ресурсов и т.д., капиталистическая, хищническая форма хозяйствования представляется самоубийственной для человечества. Разрушительную роль играет также либеральная идеология, ставящая во главу угла удовлетворение эгоистических стремлений отдельного человека.

Аспирант ОЦАД А. Невеев в своем выступлении подверг острой критике развернутую в интернете пропаганду современного «научного атеизма». Доклады сопровождались множеством вопросов и острыми дискуссиями.

В целом, конференция еще раз наглядно показала острую заинтересованность православной общественности и представителей вузовского сообщества в проблемах, связанных с информатизацией современного общества.

Фото

8