Письмо ректору

  Телефонный   справочник

    Электронная     почта

  Министерство науки и высшего образования РФ
5-100.png Программа повышения конкурентоспособности
Противодействие коррупции
Наука и образование против террора
Диссертационные советы
Российский студенческий центр
Социальный навигатор
Оформление социальной студенческой карты
Study in Russia
NEVOD.png Уникальная научная установка НЕВОД
TEMP.png Турнир «ТеМП 2018»
50x75.png Международная олимпиада для студентов
Олимпиада «Я - профи»
eend_fond.png Эндаумент-фонд НИЯУ МИФИ



Новости университета



29.09.2010

Мистерия вечного

Бетховенско-шиллеровский призыв "Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной!" прозвучал в Концертном зале Чайковского, где в последний вечер Большого фестиваля РНО в Москве Михаил Плетнев, Российский Национальный оркестр и сводный хор в пятьсот человек исполняли 9-ю Симфонию Бетховена.

Знаменитый финал бетховенской симфонии превратился в грандиозное музыкальное действо, охватившее не только сцену, но и зал, где поверх восторженных голов публики навстречу оркестру и солистам - с верхних ярусов и лож, неслись дружные ликования хоров, восхвалявших "дух света", "мир и радость", "стойкость в муке нетерпимой". И этот апофеоз радости, буквально высеченный Бетховеном из "натиска и бури" трагедий его собственной жизни и катаклизмов человеческой истории, как нельзя лучше соответствовал настрою музыкантов и Михаила Плетнева, отмечающих в этом году 20-летие со дня основания Российского Национального оркестра.

Второй Большой фестиваль в Москве стал для них своего рода творческим рапортом, подтвердившим, что РНО - оркестр высочайшего мирового класса, исполняющий сочинения от барокко до опусов XXI века не только с эталонным оркестровым качеством, но и с очень индивидуальным, внятным, а порой неожиданным интерпретационным подходом. Почерк РНО не узнать невозможно: это всегда ясность и прозрачность оркестрового звука, прочное интеллектуальное основание трактовки, уравновешенный темпоритм без хлестких гипербол, действующих на публику неотразимо. Во всем - пропорция и мера, сдержанная, почти аскетическая красота. Это те качества, которые отличали и Михаила Плетнева - пианиста. К нему, как к музыканту, собственно, и применимо само понятие "классического". Услышать интерпретацию Плетнева - всегда означает, добраться до объективного - глубинного (или, наоборот, высшего) - слоя смысла. Именно поэтому его выступления с Российским Национальным оркестром, его интерпретации всегда привлекают внимание - причем каждая программа - будь то Чайковский, Бах, Вагнер, Бетховен или оперная партитура. И именно поэтому в прошлом году первый Большой фестиваль РНО в Москве сразу был признан крупнейшим музыкальным событием сезона, а нынешний - по счету второй, не опустил свою планку.

РНО предстал в Концертном зале Чайковского в разных амплуа - от детского танцевального шоу на музыку балета Стравинского "Жар-птица", камерной программы барочной и современной музыки с участием сопрано Лоры Клейкомб (США), концертного исполнения оперы Россини "Золушка", премьер партитур российских композиторов, победивших в первом онлайн-конкурсе, организованном интернет-порталом YouTube, до мистериального по духу заключительного вечера, где прозвучали кантата Сергея Танеева "Иоанн Дамаскин" и 9-я симфония Бетховена со сводным хором, в состав которого вошли Московский камерный хор под руководством Владимира Минина и "Мастера хорового пения" Российского музыкального телерадиоцентра, Московский Синодальный хор, вузовские коллективы - Института музыки им. Шнитке, МГУ, МИФИ, Омского университета. Причем всей этой грандиозной музыкальной массой Плетнев руководил без партитуры, наизусть, стремительно разворачиваясь по кругу и давая жест одновременно оркестру, солистам и хорам, окружившим зал по линии верхнего яруса.

Надо заметить, что все программы фестиваля были артистически продуманы, включая гостевые выступления - "короля цыганской скрипки" Роби Лакатоша и знаменитого Максима Венгерова, который впервые за последние годы вышел на сцену не только с дирижерской палочкой, но и со скрипкой в руках, сыграв к восторгу московской публики бетховенский "Романс". Он же дирижировал Лоре Клейкомб, которая сумела придать хрупкую изысканность и "соловьиную" легкость труднейшему Концерту для колоратурного сопрано и оркестра Глиэра. Самым же стильным проектом оказалось исполнение РНО (дирижер Теодор Курентзис) новой музыки российских композиторов - победителей онлайн-конкурса YouTube. Этот радикальный и красивый жест, сделанный в сторону ныне живущих российских композиторов, чьи сочинения собрали, между прочим, полный зал имени Чайковского, должен (просто обязан) стать началом новой практики существования современной музыки в России.

Михаил Плетнев построил прощальный вечер фестиваля на музыке с "духовным" подтекстом - начав с реквиемного настроя кантаты "Иоанн Дамаскин", со знаменного распева "Со Святыми упокой", со строгого молитвенного тона, он постепенно, по "невидимым ступеням" привел музыкантов и зал к финальному торжеству в 9-й симфонии: к радости, звучавшей у него почти пасхальным ликованием. По сути же, сотворил на концерте мистерию - от смерти к жизни.


Количество показов: 2143

Возврат к списку


Добавить комментарий