Студенты НИЯУ МИФИ стали зрителями премьерного спектакля государственного академического Малого театра «Государственный переворот»

04
марта
2019

Более 50 студентов НИЯУ МИФИ 28 февраля посмотрели новый спектакль Малого театра «Государственный переворот», поставленный по пьесе известного писателя-драматурга, профессора кафедры истории НИЯУ МИФИ Святослава Юрьевича Рыбаса.

Автор политических биографий в книжной серии «Жизнь замечательных людей», книг о Гражданской войне, Сталине, Столыпине, Шульгине, генерале Кутепове и других исторических деятелях ХХ века Святослав Рыбас давно занимается исторической публицистикой.

Пьеса «Государственный переворот», по словам автора, выросла из его же книги «Заговор верхов, или Тотальный переворот» – исторического исследования событий февраля 1917 года. Произведение основано на документах, и автор, хорошо знающий историю XX века, работал над пьесой долго и скрупулезно, не обходя острые моменты, не боясь сравнивать былое и нынешнее время. Пьеса рассказывает о заговоре против Николая Второго, который организовали люди из ближайшего окружения императора, принадлежавшие к военной и политической элите страны. Это не только историческая драма, но и попытка глубокого исторического анализа. События разворачиваются в очень сложный для Российской империи период – на фоне ключевого, переломного года Первой мировой войны. В пьесе приведены малоизвестные факты, что элитарная часть российского либерального общества, состоявшая из генералов, крупных промышленников, банкиров, депутатов Государственной Думы и даже великих князей, была нацелены на революционные перемены в обществе.

Святослав Рыбас подчеркивал в своих интервью по поводу постановки пьесы, что он ничего не выдумывал, а лишь анализировал и сопоставлял источники, изучал биографии заговорщиков – генерала Н.В. Рузского, лидера октябристов А.И. Гучкова, миллионера-старовера А.И. Коновалова и других, их привычки и наклонности. Царь Николай II ,по мнению автора, находился в ситуации выбора между титулом и страной во враждебном, как оказалось, окружении. Автору пьесы удалось показать, что мужество российского императора выражалось, в том числе, и в способности принести себя в жертву. Это не просто историческая драма, но и попытка исторического анализа. В пьесе представлен последний Российский император, который мучительно размышляет о жизни, удачах и поражениях, счастливых моментах и разочарованиях своей жизни, а также о судьбе России. В сценическом решении эти поиски и терзания выражены в одновременном сосуществовании как бы двух людей – царя до отречения и уже отрекшегося. Первый – еще борющийся, надеющийся на лучшее, второй – согрешивший, сломленный.

Пьеса и театральный спектакль обращают нас к событиям прошлого, рассказывают о тайных обстоятельствах и фигурах государственного переворота, совершенного политической, финансовой и военной верхушкой Российской империи. Уроки истории по-прежнему актуальны, и сегодня не стоит о них забывать.

Мероприятие прошло при финансовой поддержке руководства НИЯУ МИФИ, и было организовано Культурно-историческим центром «Наше наследие».

16