Первокурсники-мифисты погрузились в атмосферу России XVII века

07
октября
2019

В последнее воскресенье сентября территория музея-заповедника «Коломенское» стала местом проведения благотворительного фестиваля «От сердца к сердцу» и одновременно пространством, где происходило культурное и историческое погружение в эпоху средневековой России.

Студенты НИЯУ МИФИ стали участниками проекта, подготовленного Культурно-историческим центром «Наше наследие», включающим экскурсии по Дворцу царя Алексея Михайловича, территории Государева Двора, знакомство с архитектурными памятниками и духовными святынями этого уникального места. Около 150 студентов 1 курса, изучающие историю России как учебный предмет, смогли расширить свои представления о богатом историческом и культурном наследии страны, визуализировать и эмоционально прочувствовать многое из того, о чем слышат на лекциях и читают в учебниках.

В этот раз наши первокурсники смогли подробно познакомиться с историей возведения и внутренним убранством деревянного Дворца царя Алексея Михайловича, который по праву считают «восьмым чудом света». Он стал в XVII столетии не только местом отдыха, но и главной загородной резиденцией российского государя. Здесь проходили заседания Боярской думы, советы с главами приказов, дипломатические приемы и войсковые смотры. Дворец поражал и своим внешним видом, и оформлением интерьеров. Полы дворцовых покоев были выполнены из паркета («дубового кирпича»), выложенного в шахматном порядке или «в ромб». Стены и потолки дворца были обиты тесом, на которые было уложено сукно и раскрашены красками. В личных покоях царской семьи стены обивали золочеными кожами с тисненым орнаментом, или украшали западноевропейскими шпалерами и восточными коврами. Окна были обрамлены резными наличниками, украшены шпренгелями (верхние резные доски), которые расписывались, золотились и серебрились. Окна были выполнены из слюды, реже из стекла, использовались металлические переплеты с разнообразными рисунками. Двери передних парадных покоев украшались резьбой с тонировкой и золочением, расписывались красками. В личных покоях царя и членов его семьи для большего комфорта двери части обивали сукном. Росписи интерьеров дворца создавались мастерами Оружейной палаты, которые копировали их с иллюстраций духовных книг. Обязательным фоном для всех настенных живописных композиций служил растительный орнамент – «травное письмо». Обязательной частью дворцовых покоев XVII в. были ткани и ковры. Лавки и скамьи практически никогда не оставались непокрытыми. На них лежали суконные полавочники, а в торжественных случая - тонкие восточные ковры, парчовые, бархатные или атласные подушечки. Столы накрывались скатертями, полы также устилались персидскими коврами. Дворцовые покои освещались с помощью многочисленных светильников, среди которых - паникадила, стенные и напольные шандалы, фонари.

Все убранство Дворца Алексея Михайловича соответствовало культурным и эстетическим представлениям средневековой России. Участники экскурсии смогли почувствовать эту атмосферу и приобщиться к нашему богатому историческому наследию.

13