Выпускник ИАТЭ – о разностороннем образовании и карьере в медицине

18
июля
2019

Выпускник ИАТЭ НИЯУ МИФИ Евгений Савенков поделился своей историей успеха и вместе с представителем компании «АстраЗенека Индастриз» Эльвирой Буряк рассказал о перспективах трудоустройства на предприятиях фармацевтической индустрии.

— Расскажите, на каком направлении Вы учились? В какой компании сейчас работаете?

Евгений: В 2013 году я поступил в бакалавриат ИАТЭ НИЯУ МИФИ на направление «Химия, физика и механика материалов» по профилю «Нанотехнологии в биологии и медицине». Преимуществом обучения на нашей кафедре была возможность посещения различных предприятий, экскурсии в фармацевтические компании и производственные площадки. На 4 курсе мы были в компании «АстраЗенека Индастриз», в которой я на данный момент работаю почти два года. Наша группа ознакомилась с заводом и процессом производства, потом мы прошли испытания (тесты), по результатам которых некоторым студентам было предложено дальнейшее сотрудничество. После завершения обучения в бакалавриате удалось получить предложение о трудоустройстве.

Эльвира: Наша компания находится в Калужском фармацевтическом кластере (КФК), является одной из ведущих компаний, которая разрабатывает препараты, в том числе нанопрепараты. Большое внимание уделяется онкологическим препаратам, кардиопрепаратам и т.д.

— Насколько востребованы выпускники данного направления?

Эльвира: Компания заинтересована в привлечении новых молодых кадров. С этой целью был заключен контракт с Обнинским филиалом НИЯУ МИФИ для привлечения студентов как на стажировки, так и для трудоустройства. Специалисты НИЯУ МИФИ востребованы в таких подразделениях как отдел контроля в качестве инженера-химика, лаборанта-аналитика, химика-аналитика, в службе управления качеством. Они могут работать в отделе обеспечения качества, который связан с документооборотом и подтверждением правильности процесса, также могут работать на производстве (инженеры-технологи, сменные мастера). Иначе говоря, выпускники востребованы на фармпроизводстве в любом случае.

Евгений: Все, кто выпускался вместе со мной — а это 25 человек — работают по специальности, т.е. на фармпроизводстве. Только пара человек работают в сегменте косметики, ещё один – на пищевом производстве.

— Какие у компании требования к выпускникам? Что нужно знать человеку, который хочет к вам устроиться?

Эльвира: Во-первых, человек должен хотеть работать в фармацевтической компании, как минимум, знать информацию о том месте, куда планирует устроиться, чтобы понимать специфику, какие продукты производятся, насколько ему будет интересно. Во-вторых, сейчас фармацевтические компании используют новейшее современное оборудование для анализа и производства препаратов, поэтому здесь нужно хорошо знать физику и даже механику. Одной химии будет недостаточно.

Евгений: У нас очень много различного оборудования, оно в нашей компании действительно высокотехнологичное, включает в себя автоматические титраторы, машины, которые делают растворы и прочее. Работа вручную сведена к минимуму с целью сократить риск выпуска некачественного продукта, и как следствие — минимизировать риски пациента. У студента должна быть теоретическая база и желательно практические навыки по данным направлениям.

Эльвира: Получить их можно в ходе практики в летнее время или преддипломной практики.

— Был ли в вашей «копилке» практический опыт на момент устройства на работу?

Евгений: Да. На 3 курсе я проходил производственную практику в другом фармацевтическом предприятии ФармВИЛАР в Малоярославце, занимался покрытием таблеток, а именно плёночной оболочкой и сахарной оболочкой. Благодаря наблюдению за процессом производства и активному участию в нём удалось наработать определённый практический опыт. Так что, когда предоставляется возможность приехать на какое-то предприятие, нужно ей воспользоваться.

Эльвира: В свою очередь работодатели смотрят, насколько человек вовлечён в процесс. Например, если перед нами два одинаковых кандидата, один из которых имел месяц или три месяца опыта работы на фармпредприятии, а другой — нет, то, конечно, предпочтение отдадут тому, кто имеет представление о подобной деятельности. Она заключается не только в ведении экспериментальной работы, но и в выполнении контроля качества, работе с большим объемом документации. В современном мире нужно быть мультиспециалистом. Ты должен как уметь профильтровать раствор в лаборатории, так и взаимодействовать с компьютерными системами. Также современные предприятия приветствуют управление в отношении эффективной работы — бережливое производство.

Евгений: Хочу отметить, что ни у кого на потоке больше не было одновременно курсов по анатомии, квантовой механике, теоретической физике, ядерной физике и микробиологии. Нас знакомили с любым профилем физики и химии. Это дало хороший толчок для того, чтобы быть многосторонним во всех направлениях.

Эльвира: Нет специалистов, подготовленных только для работы на фармпроизводстве. Да и само фармацевтическое производство уже не то аптечное дело, когда сами аптеки производили лекарства по рецептам. Сейчас это огромные реакторы, сложное оборудование и процессы, которые позволяют выпускать продукцию в больших объёмах. При этом лекарственный препарат, вне зависимости от типа упаковки, должен быть качественным, безопасным и эффективным для пациента.

— Что можете пожелать будущим студентам?

Эльвира: Сейчас течение времени очень стремительно, быстро меняются процессы, законодательная база, методы и технологии, и чтобы всё успеть, быть востребованным и успешным, нужно учиться на протяжении всей жизни!

Заместитель директора Дирекции Программы повышения конкурентоспособности и руководитель образовательного центра высокотехнологичной медицины Инженерно-физического института биомедицины (ИФИБ) НИЯУ МИФИ Наталья Мюллер также прокомментировала возможности профессиональной самореализации выпускников:

— Слово «ядерный» в названии университета непосвященному слуху и взгляду абитуриента кажется сложным и непонятным. В университете произошла большая трансформация: наряду с традиционными для МИФИ направлениями, успешно развиваются и новые перспективные направления, например, биомедицина, химические технологии, биотехнологии. Это позволяет университету использовать накопленный многолетний опыт и глубокие фундаментальные знания для решения прикладных (в том числе инженерных) задач, например, на производстве. Это позволяет студенту понимать полный процесс проектирования, будь то аппараты и микросхемы или процесс производства фармпрепарата. Университет создаёт такие условия для обучения и практики, которые позволяют студенту увидеть перспективу профессионального развития, не ограничиваясь пределами России. Горизонт возможностей у студента широкий, поскольку внутри направления есть различные варианты: ты можешь остаться в науке и работать в научном-исследовательском центре или лаборатории, развивать новые формулы и материалы для препаратов, можешь быть успешным в индустрии и обеспечить качественное производство продукта.

Непрерывность образования — это очень важно. Достичь высоких вершин проще, если стоишь на плечах гигантов. МИФИ может стать для вас таким плацдармом, который позволит увидеть и реализовать разные возможности! 

43