Более полутора тысяч преподавателей российских школ посетили вебинар «Особенности Единого государственного экзамена по русскому языку и литературе в 2016 году», организованный кафедрой №74

29
апреля
2016

31 марта кафедра педагогики и методики естественнонаучного образования НИЯУ МИФИ (№74) при поддержке Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании провела вебинар на тему «Особенности Единого государственного экзамена по русскому языку и литературе в 2016 году». Руководителем проекта «Открытые вебинары» выступает доктор педагогических наук, заведующая кафедрой №74 НИЯУ МИФИ, председатель Комиссии по развитию науки и образования Общественной палаты РФ, руководитель рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности» центрального штаба Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ “ЗА РОССИЮ”» Любовь Николаевна Духанина.

Вебинар провели руководитель образовательных проектов кафедры №74 НИЯУ МИФИ Андрей Владимирович Вильчинский, кандидат филологических наук, профессор, заведующая кафедрой филологического образования Московского института открытого образования (МИОО) Людмила Васильевна Дудова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологического образования МИОО, председатель предметной комиссии по русскому языку г. Москвы Роман Анатольевич Дощинский и кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры филологического образования МИОО Наталья Евгеньевна Кутейникова. В мероприятии приняли участие более 1500 преподавателей российских школ.

Основные вопросы, которые были рассмотрены в ходе вебинара:

  • изменения в формате экзамена (тестовая часть);
  • новые требования к экзаменационному сочинению;
  • учебные пособия и информационные источники для подготовки к ЕГЭ.

Выступление Р.А. Дощинского было посвящено структуре и содержанию контрольных измерительных материалов по русскому языку. Он подробно рассказал об изменениях в контрольных измерительных материалах Единого государственного экзамена 2016 года по сравнению с 2015 годом:

  • Расширен отбор языкового материала для выполнения заданий 7 и 8.
  • Уточнена формулировка задания 25. Уточнены критерии оценивания задания 25.
  • Изменён первичный балл за выполнение работы.

Отдельно были рассмотрены задания 7 и 8, а также очень подробно, с примерами, было рассмотрено выполнение задания 25. Напомним, что задание 25 в ЕГЭ по русскому языку предполагает написание экзаменуемым сочинения. В ходе вебинара было рассмотрено несколько вариантов начала сочинения, каждый вариант ведущий прокомментировал:

  • Определение — в начале сочинения проблемы или ряда проблем, которые поднимает или затрагивает автор в предложенном для анализа тексте.
  • Определение в начале сочинения авторской позиции с конкретизацией и комментариями в последующих частях.
  • Начало сочинения — обоснование своей позиции.
  • Начало сочинения — краткое сообщение о писателе, являющемся автором текста: о связи проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью его творчества; о личности писателя, оказавшегося неравнодушным к проблемам современности; об обстоятельствах его жизни, которые связаны с мыслями, изложенными в тексте.
  • Начало сочинения — лирическое размышление
  • Начало сочинения — аналитическое обобщение-размышление в связи с проблемой, поставленной автором текста.
  • Начало сочинения — использование цитаты, взятой из текста или из других источников.

Н.Е. Кутейникова в своем выступлении рассказала о спецификации контрольных измерительных материалов Единого государственного экзамена по литературе:

  • В структурном отношении два комплекса заданий части 1 выстроены ступенчато: от вопросов базового уровня, нацеленных на проверку теоретико-литературных знаний (1–7 и 10–14), к заданиям повышенного уровня обобщающего типа (8, 9 и 15, 16).
  • Часть 2 содержит альтернативное задание высокого уровня сложности (17.1–17.3), в наибольшей степени отражающее требования стандарта профильного уровня.

Экзаменационная работа по литературе требует владения следующими видами деятельности: осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; различные виды пересказа; определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру; анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта; письменные интерпретации художественного произведения; выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения; самостоятельный поиск ответа на вопрос, комментирование художественного текста; написание развернутых ответов, в том числе в жанре сочинения, на основе литературных произведений; сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям; самостоятельное определение оснований для сопоставления и аргументация позиций сопоставления.

По мнению Н.Е. Кутейниковой, одной из самых распространенных ошибок при выполнении ЕГЭ по литературе в 2015 году являлся перенос требований к сочинению в ЕГЭ по русскому языку на требования к сочинению в ЕГЭ по литературе:

  1. Высказывание свой точки зрения по предложенной теме, в то время как требуется дать развернутый ответ на проблемный вопрос с опорой на конкретное художественное произведение и выраженную в нем авторскую позицию.
  2. Привлечение аргументов из других произведений – литературы, киноискусства, публицистики в то время как требуется проанализировать заявленную проблему в данном художественном произведении или творчестве писателя / поэта. При этом необходимо аргументировать свой тезис / тезисы примерами из текста заявленного в вопросе произведения / текстов художественных произведений, иллюстрирующих развитие данной проблемы в творчестве конкретного автора.

«ЕГЭ — это начало формирования независимой, профессиональной системы оценки качества образования, и, конечно, когда есть начало какой-то системы, появляется множество вопросов и проблем. Количество учителей, посетивших вебинар, а также количество и качество заданных вопросов показывает большой интерес к теме Единого государственного экзамена и говорит о нехватке квалифицированной помощи преподавателям, особенно в удаленных регионах. Мы обязательно будем и в дальнейшем проводить вебинары для учителей русского языка и литературы», — говорит Любовь Николаевна Духанина.

Вебинар вызвал живой интерес участников, о чем свидетельствует количество заданных вопросов: https://yadi.sk/i/UVjeMswLrKCzA.

Добавим, что посмотреть вебинар в записи можно на сайте https://youtu.be/qlVlMuUMydI, а для участия в предстоящих мероприятиях кафедры педагогики и методики естественнонаучного образования НИЯУ МИФИ необходимо зарегистрироваться по ссылке http://bit.ly/webMIFI.

9