Профессор НИЯУ МИФИ выступила с докладом на XIII Всероссийской конференции «Православное лето – 2017: Нравственные ценности и будущее человечества»

03
октября
2017

Доктор исторических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой истории, начальник Культурно-исторического центра «Наше наследие» НИЯУ МИФИ Македонская В.А. выступила с докладом на тему: «Духовно-нравственное воспитание студентов в техническом вузе» на XIII Всероссийской научной конференции «Православное лето – 2017: Нравственные ценности и будущее человечества», которая состоялась 28 сентября 2017 года в г. Саров.

В своем выступлении профессор Македонская Вера Александровна отметила, что проблема подготовки будущих специалистов исключительно ответственна. Она касается всего российского общества. Имеются примеры доброго, взаимоуважительного сотрудничества Церкви и вузовского сообщества. Это кафедры теологии в вузах, домовые университетские храмы, междисциплинарные центры, студенческие добровольческие инициативы. Все эти начинания следует развивать и поддерживать.

В современных условиях в связи с проблемами воспитательного процесса среди студенческой молодежи возрастает потребность сохранения преемственности национальной духовной традиции. Сегодня мы часто говорим о духовно-нравственном возрождении нашего общества. Одним из важных факторов возрождения России является сотрудничество государства и Русской Православной церкви. Чтобы актуализировать это единство цели, необходим свободный и ответственный диалог. Необоснованно противопоставление науки и религии, разума и веры.

НИЯУ МИФИ представляет собой особое и уникальное пространство для встречи, дискуссии и плодотворного взаимодействия Церкви и общества, богословия и науки, представителей разных взглядов, готовых взаимодействовать в развитии общественной мысли, сохранении традиций и формирования всесторонне развитой личности.

В настоящее время Культурно-исторический центр «Наше наследие» НИЯУ МИФИ реализовал проект «Духовно-нравственное воспитание студентов в техническом вузе» Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива 2015-2016» и был накоплен положительный опыт в организации воспитательного процесса в университете.

Следует отметить, что главными характеристиками выпускника высшего учебного заведения являются его общая и профессиональная компетентность, а также способность к саморазвитию. Это выдвигает новые требования к методике проведения лекций и практических занятий по гуманитарным дисциплинам, к организации самостоятельной работы студентов, методике проведения текущего, рубежного и итогового контроля знаний. В конечном счете, ставится вопрос об эффективности управления учебной деятельностью студентов

К сожалению, нынешнее поколение молодежи, не зная истории, не испытав воздействия православных традиций, часто не осознает и не ощущает себя частью своего народа и своей великой страны. Поэтому перед историческим сообществом России стоит задача воспитать новое поколение творческой научно-технической интеллигенции, осознающее цивилизационную самобытность России, гордящееся ею и готовое посвятить свою жизнь обеспечению технологического суверенитета России.

Создание в техническом вузе гуманитарной среды – это важное условие повышения качества подготовки специалистов. Гуманитарная образовательная среда – это сочетание учебного процесса по гуманитарным наукам и вспомогательные средства: культурные, научные и массовые воспитательные мероприятия.

С целью скорректировать дисбаланс гуманитарного и технического образования в нашем университете успешно реализуется проект «Академические чтения». Научным руководителем Академических чтений является академик-секретарь Отделения историко-филологических наук Российской Академии наук В.А. Тишков.

В настоящее время готовится ряд учебных пособий, например, «Основы гуманитарного знания» для технических университетов. Цель пособия – раскрыть горизонты и динамику развития современного научного знания, проанализировать противоречия жизни современного общества, дать всестороннее представление о достижениях и проблемах современных гуманитарных наук.

Осознание очевидной истины, что без высокого уровня общей культуры современный инженер не способен выполнять свои профессиональные обязанности на уровне требований XXI века, явилось причиной расширения объёма и диверсификация содержания гуманитарной подготовки инженерных кадров практически во всех странах мира.

Следует отметить, что воспитательное пространство каждого учебного заведения является уникальным, при его создании и развитии используются педагогический опыт, традиции и инновации, соединяются прошлое и будущее учебного заведения, его история, традиции и перспективы, По своей сути воспитательное пространство высшего учебного заведения является авторским. При создании авторских систем воспитания особое значение уделяется микроклимату учебного заведения, как элементу воспитательного пространства. К.Д. Ушинский, говоря о фактах воспитания, утверждал: «Многое, конечно, значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников».

В настоящее время реформирование гуманитарного образования в технической школе России осуществляется по следующим направлениям:

  1. Определение места каждой из гуманитарных и социально-экономических дисциплин в инженерном образовании;
  2. Профессиональная ориентация гуманитарного образования;
  3. Совершенствование методологии и методики преподавания гуманитарных и социально-экономических наук, активизация воспитательной работы.

Заведующая кафедрой теологии СарФТИ НИЯУ МИФИ Савченко О.В. выступила с докладом на тему: «Православная теология в образовательном пространстве СарФТИ НИЯУ МИФИ». Она рассмотрела итоги деятельности кафедры теологии и определила перспективы её развития в образовательном пространстве вуза. Оксана Валерьевна подчеркнула неизменный интерес молодежной аудитории к проблемам истории Русской Православный Церкви и сохранению православных традиций.

Она также отметила, что эпоха научно-технического прогресса обусловила существенную роль высших учебных заведений в подготовке научно-инженерной и государственно-управленческой элиты. В тоже время проблема социальной компетентности напрямую связана с нравственным развитием будущих специалистов, установлением системы ценностей, сочетающих свободу творчества с их профессиональной ответственностью.

В работе конференции также приняли участие представители вузов г. Москвы, Сарова и Нижнего Новгорода:

  • С.А. Ермишина, профессор исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова с докладом на тему «Понятие:«историко-религиозное пространство» в историческом познании»;
  • И.И. Васильев, учитель русского языка и литературы из Москвы с сообщением: «Паломнические поездки: лето 2017 года».
  • А.А. Еремин, руководитель пресс-службы Выксунской епархии с сообщением: «Путешествие по Выксунской епархии»: «Путями исповедников»; «Светильники веры»; «Крепости Церкви».

В выступлениях участников конференции было отмечено, что религия очень многим людям помогает обрести то высокое качество жизни, которого не находят люди, не ориентирующиеся на духовные ценности. Целью и средоточием наших усилий являются студенты, молодежь, которой мы должны оставить огромное богатство, переданное нам предками.

7