Критически мыслить: Институт ЛаПлаз апробировал модульный курс принципиально нового формата

27
декабря
2018

Не секрет, что в наше время требования к выпускникам университетов ужесточились и расширились. Теперь недостаточно обладать только специальными компетенциями, работодатели сегодня требуют таких навыков, как способность работать в команде, поддерживать письменную и устную коммуникацию внутри профессионального поля и за его пределами, работать с разными точками зрения, не отвергая их с порога, а находя здравое зерно в каждой, а самое главное – способность быстро учиться и переучиваться в течение всей профессиональной жизни. Это необходимые компетенции XXI века, без которых невозможно не только полноценно работать, но и конкурировать с другими.

Институт ЛаПлаз в текущем учебном году сделал принципиально важный шаг по внедрению нового формата образования для технических вузов, запустив факультативный курс «Критическое мышление и академическое письмо» для студентов 1 и 2 курсов бакалавриата (руководитель курса – заместитель директора Института ЛаПлаз С.В. Генисаретская). Курс учит студентов аргументировано излагать свою точку зрения и избегать основных ошибок аргументации, выбирать темы и ставить к ним вопросы, развивает способность работать с письменными текстами разных типов и, что особенно важно, работать и творить в команде. Стоит отметить, что подобного рода программы давно работают в MIT, Принстоне, и в других лидирующих мировых университетах.

Уникальность курса – в применяемых методиках и подходах при работе в малых группах (8-10 человек). На каждом занятии слушатели обсуждают один текст. Для занятий были подобраны неоднозначные тексты объединенные общей тематикой «Человек и технологии», в каждом из них затрагивается проблема, которая и являлась предметом дискуссии – это и вопросы этического выбора человека (Диалоги Платона «Критон», Гарри Гаррисон «Специалист по этике»), вопросы личностного развития и страха перед неизведанным (Притча о прыгающей мыши), искусственный интеллект и его развитие.

Во время занятий использовались различные методики:

  • Свободное письмо на заданную тему как навык структурного изложения мысли от постановки задачи до выводов.
  • Полемика в группе как навык аргументирования своей точки зрения, навык постановки контраргументов, отстаивания свой позиции, ведения полемики как таковой.
  • «Философские тетради» как навык определения ключевой мысли (цитаты) в тексте, навык составления связанного единой темой текста.
  • Работа с произведениями искусства как навык написания текста на определенную тему, развитие общего кругозора.

В конце модуля для всех слушателей курса были организованы дебаты.

Сами студенты высоко оценили курс.

Наталья Сычева, студентка 1 курса бакалавриата Института ЛаПлаз: «Многое в курсе превзошло мои ожидания, но особенно хочется выделить широкий круг проблем, которые мы обсуждали на занятиях. Предложенные тексты – обычно такие, что мы вряд ли даже нашли бы их самостоятельно – всегда вызывали неоднозначную реакцию и заставляли задуматься над чем-то новым, а в аудитории провоцировали оживленные дискуссии. Часто нужно было быстро и четко формулировать, записывать и защищать свою точку зрения – а это навыки, однозначно полезные в академической жизни».

Анастасия Умеренкова, студентка 2 курса бакалавриата Института ЛаПлаз: «Этот курс новый как для нас самих, так и для преподавателей. Мы обсуждали различные тексты и проводили дискуссии, во время которых мы с ребятами могли даже поспорить. Во время занятий нам давали возможность рассмотреть актуальные проблемы под разными углами — это мне и понравилось больше всего в данном курсе. Особенно показательными были дебаты, все ребята выкладывались по полной, придумывали аргументы и контраргументы к проблемам. Очень полезный курс, он заставит работать ваш мозг иначе и даст возможность обсудить вопросы, о которых вы могли даже не задумываться!».

Александр Хомутов, студент 1 курса бакалавриата Института ЛаПлаз: «Для меня лучшей характеристикой данного курса является то, что сейчас я хорошо пишу о волнующих меня вещах, тем самым обогащая и приводя в порядок свой багаж знаний. Я доволен результатом и благодарен курсу и преподавателю в частности за полученную возможность внести ясность и структуру в миропонимание».

39