В Актовом зале НИЯУ МИФИ состоится лекция директора Государственного Эрмитажа, члена-корреспондента Российской Академии наук М.Б. Пиотровского

30 марта в 13:00 в Актовом зале НИЯУ МИФИ состоится лекция директора Государственного Эрмитажа, члена-корреспондента Российской Академии наук М.Б. Пиотровского «Большой Эрмитаж как место дискурса культур».

пиотр.png

В лекции М.Б. Пиотровский, вспоминая и опираясь на собственный уникальный опыт археологических раскопок на Аравийском полуострове, родине ислама, как знаток древней и средневековой истории Ближнего Востока, Аравийского полуострова, Корана и ранней истории Ислама, арабской рукописной книги и мусульманского искусства, рассказывает о том, что в Интернете прочесть невозможно: о коранической археологии, археологических сокровищах Саудовской Аравии. Также будет дана яркая картина мусульманского искусства в особом мире ислама, рассказано о традиционных для него орнаментах и их взаимосвязи с религией; об основных источниках, важнейших темах и языке мусульманского искусства, а также выдающихся произведениях восточного искусства.

Михаил Борисович Пиотровский – советский и российский организатор музейного дела, советский и российский историк-востоковед, арабист, исламовед. Директор Государственного Эрмитажа, декан восточного факультета СПбГУ. Член президиума Российской Академии наук. Член-корреспондент РАН по Отделению истории (всеобщая история, включая этнологию). Президент Союза музеев России с момента учреждения организации. Действительный член Российской академии художеств. Заместитель председателя Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации. Президент Союза музеев России, президент Всемирного клуба петербуржцев, президент «Альянс Франсез» Санкт-Петербурга, председатель Попечительского совета Европейского университета в Санкт-Петербурге, председатель оргкомитета международной премии имени Николая Рериха, главный редактор журнала «Христианский Восток», член редакционного совета журнала «Восточная коллекция» и «Manuscripta Orientalia. International Journal for Oriental Manuscript Research», член Международного совета музеев, член Экспертного комитета по выставкам при Европейском совете, президент Конгресса Петербургской интеллигенции, член Попечительского совета Благотворительного фонда социальной помощи детям «Расправь крылья!», проекта Центра Национальной Славы «Служение Отечеству: события и имена» и фонда «Русский мир», председатель ежегодной Международной научной конференции «Актуальные проблемы теории и истории искусства».

Цитаты:

Его любимое изречение из Корана: «Терпеть – красиво».

«Это же высший пилотаж для личности – востоковедение, где люди знают десятки очень трудных чужих языков, читают в подлиннике Коран, Библию, Упанишады. Во-первых, это трудно, во-вторых, не имеет никакого отношения к практической жизни, в-третьих, безумно интересно, ничего важнее этого я не знаю.

«Когда я был мальчишкой, спор «физиков и лириков» как раз заканчивался. И хотя кому-то казалось, что занятия физикой не так возвышены, как писание стихов, лично я книжки по физике читал с удовольствием.

Рос интерес к Востоку. Конкурс в университет на арабское отделение – громадный, двадцать человек на место! Наверное, это нормальный интеллектуальный интерес, потому что востоковедение – элитарная наука. Человек живет сразу в нескольких мирах: русском, европейском и еще в каком-то чужом мире. Это непросто, и восточный факультет заканчивает только половина поступивших, причем никого не выгоняют, люди сами уходят от очень большого напряжения.

«Сам процесс требует колоссального увлечения. Это не та профессия, которой можно заниматься без любви, вполсилы; это должно быть любимое занятие – с зарплатой или без зарплаты.

«В этом как раз и заключается прелесть Востока: он ничего не ломает, просто показывает тебе другой мир, где все выглядит совершенно иначе. У нас красный цвет означает одно, белый – другое, а там – совсем иначе. Но для них это норма.

«Радостно сознавать, что и тот, и другой миры существуют; и та, и другая поэзия – великие. Японскую поэзию тоже с утра до вечера читать не будешь, надо переходить на Ахматову, Гумилева... а потом опять – на японскую поэзию.

«В исламском искусстве есть одна особенность: оно замечательное, только может быть безумно однообразным, и во всех музеях мира его выставляют совершенно одинаково. Одного и того же много, там одна и та же каллиграфия, образцы из одних и тех же мест очень похожи. Надо передать так, чтобы было разнообразно.

«Русское классическое исламоведение с его определенной степенью нейтральности, правильности, порядочности — это образец, которого нет в мире. И это наряду с тем, что существовало миссионерское востоковедение, политическое. Но такого академического исламоведения даже с идеологией, как у В.В. Бартольта и В.Р. Розена, которые объясняли, как нужно писать о чужой религии, — такого нет нигде. Это наше наследие, и мы его должны сохранить.

«Главный смысл востоковедения как науки: для ученого ничего не упраздняется, а становится рядом, и ты ищешь пути, как изучать это отстранение, частично поглощаясь чужой культурой, но все время не забывая, что ты – ученый, ты из другой среды. Есть иной путь: можно углубляться в восточные культуры, цивилизации, стараться полностью в них уйти, но тут уже наука кончается.

25.03.2016
17