13 марта состоится авторская лекция д.эк.н. А.И. Агеева «Цифровизация и Общество 5.0» в рамках проекта «Академические чтения НИЯУ МИФИ»
Место проведения: Актовый зал главного корпуса
Время: 16:15
Александр Иванович Агеев — доктор экономических наук, профессор МГИМО, заведующий кафедрой НИЯУ МИФИ, генеральный директор Института экономических стратегий РАН и Международного научно-исследовательского института проблем управления.
Член Союза писателей России и Союза журналистов России; главный редактор журналов «Экономические стратегии» и «Партнерство цивилизаций»
Окончил МГУ им. М.В. Ломоносова, аспирантуру Института мировой экономики и международных отношений АН СССР, Академию народного хозяйства при Правительстве России, Кингстонский университет (Великобритания, степень MBA), Санкт-Петербургский Институт богословия и философии.
Член Диссертационных советов: РУДН, Электроника и Ростех (Д999.058.03), МГТУ им. Н.Э. Баумана (Д212.141.21 ) и МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ.08.02) по специальности 08.00.05 (экономические науки).
Автор более 500 научных, публицистических и литературных публикаций, а также более 500 музыкальных произведений. В частности, эпический роман «Казак из стали», музыкально-драматические произведения патриотического характера (спектакль «Шамми» о судьбе Н.Д.Кондратьева, баллада «Сапун-гора», переданная в дар городу Севастополю, композиция-реквием «Синайская высота», посвященная памяти погибших при крушении аэробуса A321 в Египте и мн.др.).
В лекции поставлен парадигмально важный вопрос: насколько Россия подготовлена к вызовам XXI века?
По мнению А.И. Агеева, наше время характеризуется понятиями «цифровизация» и «Общество 5.0», что выводит человечество на качественно другой уровень развития.
Как известно, в 2017 году в России стартовала программа цифрового развития. Реальная ситуация оставляет немало вопросов. Они сводятся к двум ключевым:
1) как осуществить цифровой переход, без которого невозможно развитие страны со всеми вытекающими последствиями для безопасности, суверенитета и качества жизни — это, по сути, решение проблемы управления развития,
2) каким видится результат этого перехода, какое общество и в конце концов какое человечество возникнет в результате всех этих перемен.
Здесь особенно тревожит угроза деградации естественного интеллекта, которую практически никак учитывают управленцы. Эта проблема носит глобальный масштаб и затрагивает весь образовательный цикл. Например, в США эта тематика рассматривается через призму повышения научной грамотности всего населения, начиная с детского сада и до высших академических сфер. Рост научной грамотности там обеспечивается специальным законодательством и политикой.
Тренд деградации естественного интеллекта охватывает целый клубок новейших явлений, включая широкое распространение клипового мышления, вытесняющего логические мыслительные практики.
Наблюдается и рост интеллектуально-психической зависимости от электронных устройств (аутсорсинг функции памяти гаджетам — одно из ярких проявлений этого явления), и стирание граней между действительностью и иллюзиями, что облегчает манипулирование массовым сознанием, и заимствование ценностей и потребностей из цифровых шаблонов.
Строго говоря, киберугрозы и деградацию естественного интеллекта следует рассматривать как взаимосвязанные феномены.
В конечном счете деградация естественного интеллекта приводит к формированию устойчиво неадекватных представлений о мире у широких масс людей, с сильной их инфантилизацией и примитивизацией.
Как все это связано с экономическим развитием? Готовы ли мы противостоять этой угрозе?
Что может сделать каждый из нас?
Приходите на лекцию и узнаете!
Приглашаются преподаватели, сотрудники и студенты НИЯУ МИФИ.