Наука и достижения

Лаборатория социальной истории и антропологии науки

Заведующий лабораторией – доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН Уваров Павел Юрьевич.

Лаборатория социальной истории и антропологии науки (СИАН) была создана в 2022 году для проведения исследований в области социальной истории и антропологии науки в широком междисциплинарном контексте с фокусом на уникальный опыт НИЯУ МИФИ.

Лаборатория СИАН стала коллаборацией исследователей, сочетающих в своей работе разнообразные методы и подходы социальной истории, социологии и антропологии, социальной философии, музейного проектирования.

Важной целью деятельности Лаборатории СИАН является организация системной работы с наследием НИЯУ МИФИ. В перспективе лаборатория СИАН должна перерасти в исследовательский центр, который станет площадкой для меж- и метадисциплинарного диалога между исследователями-гуманитариями, представителями точных и естественных наук и специалистами разных направлений осмысления наследия: режиссеров, художников, сценографов, фотографов, экспозиционеров.

В качестве материальной базы Лаборатории задействованы фонды и коллекции музея НИЯУ МИФИ, приведение которых в цифровой формат и дополнение новыми источниками в будущем даст весомый потенциал для междисциплинарной исследовательской работы. В рамках работы Лаборатории в будущем запланировано также создание регулярных тематических экспозиций на базе НИЯУ МИФИ, которые станут инструментом диалога как между учеными разных направлений, так и между Лабораторией и студенческо-преподавательской средой МИФИ.

В дальнейшем Лаборатория СИАН предполагает систематическое участие студентов в проведении гуманитарных, прежде всего микро-исторических исследований, знакомство с особенностями и спецификой социально-исторических исследований и обучение соответствующему научному инструментарию.

 

Ключевые направления работы

Научно-исследовательское направление

Ключевой научно-исследовательской темой Лаборатории является изучение перспективных и малоизученных аспектов социальной организации научной и вненаучной деятельности ученых, в первую очередь инженеров-физиков. Это деятельность научных школ и развитие студенческой науки; формирование социальной инфраструктуры вокруг приоритетных научных направлений в советском и постсоветском научном ландшафте; складывание международных научных коллабораций; вопросы трансфера знаний и технологий; влияние научной дипломатии и участие советских ученых в международной экспертизе во второй половине ХХ в; участие ученых-физиков в сохранении историко-культурного наследия во второй половине ХХ в.; т.н. «женский вопрос» и «еврейский вопрос» в советской физике, формирования нарратива травмы в среде ученых-физиков и другие актуальные вопросы социальной истории науки. Кроме того, сотрудники Лаборатории готовят информационно-аналитические материалы для реализации экспозиционной деятельности на основе концепции Н.А. Пантюлиной.

 Проводимые исследования опираются на широкую источниковую базу: материалы устной истории, собранные ранее и собираемые в рамках проекта; опубликованные эго-документы ученых, материалы ведомственных и государственных архивов (ГАРФ, РГАСПИ, РГАНИ, ЦИАМ, АРАН и др.), советские и современные научные и научно-популярные периодические издания, в том числе газету МИФИ «Инженер-физик».

Сотрудники лаборатории активно участвуют в работе программных комитетов по подготовке научных сессий и конференций на базе НИЯУ МИФИ. Намечен план междисциплинарного взаимодействия в изучении научных школ МИФИ совместно с Лабораторией полевых социологических исследований. Планируются совместные мероприятия и научные коллаборации с Институтом истории естествознания и техники СПБ РАН, МАИ и другими партнерами.

Полученные результаты работы лаборатории были представлены на международных и всероссийских конференциях и опубликованы в научных рецензируемых изданиях. В 2023 г. планируются публикации в ведущих журналах, входящих в базы данных Scopus, RSSI, WoS.

Учебно-методическое направление работы Лаборатории СИАН

Коллектив СИАН включает в себя высококвалифицированных специалистов с опытом не только исследовательской, но и преподавательской работы, в связи с чем выделяется также учебно-методическое направление работы.

Сотрудники и ассоциированные члены Лаборатории разработали 12 спецкурсов, составившие три майнора для программ бакалавриата НИЯУ МИФИ по следующим темам: актуальные направления социо-гуманитарных наук, Россия в макро- и микроисторическом контексте, ученый и социум («Ученые сквозь призму социально-гуманитарных исследований»; «Наука и этика: история развития отношений в ХХ в»; «Creating history: Introduction to Public History»; «Религия в международно-политическом измерении»; «СССР в системе международных отношений: от «полосы признания» до «нового мышления»; «Диаспоры классические и современные: истории людей, приключения терминов»; «Антропоцен: искушения и границы одной концепции»; «История повседневности в России»; «Новейшая история России: на переломе эпох»; «Историческая память: как исследования прошлого меняют настоящее», «Современная философия науки. Смещение границы между субъектом и объектом»; «Историческая имагология: особенности взаимовосприятия России и Запада в Новое и Новейшее время»)

Также ведется разработка мультимедийной хрестоматии по дисциплине «История России» для студентов негуманитарного профиля для обеспечения семинарских занятий по истории России. В хрестоматии будут собраны и поданы в удобном для студентов формате различные точки зрения дореволюционных, советских, современных отечественных и зарубежных ученых-историков на те или иные процессы и явления, изучаемые в университетском курсе истории согласно новой Концепции преподавания истории России для неисторических специальностей и направлений подготовки, реализуемых в образовательных организациях высшего образования; ключевые исторические источники по каждой теме - как письменные (законодательные, делопроизводственные, статистические, материалы прессы, статистические и все виды эго-документов), так и видео-, фото-, фонодокументы, для погружения в эпоху, формирования навыков анализа и интерпретации текста, выявления причинно-следственных связей, аргументации собственной точки зрения.

Работа с наследием НИЯУ МИФИ

Системная работа с наследием НИЯУ МИФИ ведется в сочетании отдельных исследовательских направлениях сотрудников лаборатории и концепции, разработанной Н.А. Пантюлиной. Концепция предполагает создание систем-локусов для взаимодействия с наследием и объединяет их в единую структуру: 

  • Ансамбль отобранных предметов — работает свидетельствами и символами, с помощью них в четко сформулированном виде, не только на юбилей, но и все время, будут обозначены направления работы с наследием МИФИ;
  • Система открытого хранения — показывает наследие не как законченную интерпретацию и выставку, а как основу для системных исследований, поиска связей, актуализации; 
  • Место для сменных экспозиций — предлагает показывать результаты взаимодействий с целевыми аудиториями: студенческие проекты исследовательских лабораторий, актуальные исследования МИФИ, партнерские связи, международные коллаборации, реставрацию предметов фондов музея, экспедиции и подобное;
  • Место для событий, мероприятий и их циклов — предлагает интерпретировать и транслировать значение наследия, делать его понятным и близким внутри МИФИ и вовне, оно должно быть оборудовано системой цифровой связи-трансляции;
  • Коворкинги нескольких типов — дают возможность студентам быть рядом с наследием, в том числе просто удобно работать рядом, чтобы наследие было на глазах, и могло быть подхвачено в нужный момент;
  • Доска задач — графическими визуальными способами показывает системную работу, приглашает проблематизировать и концептуализировать наследие, делать его своим; нужна для зримого взаимодействия: на доске каждый может оставить свою реплику.
  • Цифровой архив — обозначает и предоставляет доступ к наследию, платформу для исследовательской работы, выбор тем практических работ в рамках образовательных программ.

Таким образом предлагается первая в России системным образом выстроенная работа с наследием, выходящая за рамки привычного понимания музея. Результаты могут быть представлены как образец и модель научно-технического вневузовского музея. 

Одним из ключевых результатов работы с наследием МИФИ станет Цифровая база источников по истории науки, включающая оцифрованные архивные источники и коллекции музея МИФИ, фотографии и расшифровки интервью с выпускниками МИФИ и другими респондентами, работавшими в разнообразных областях физических наук, в том числе в Атомном проекте. Для этого начат долгосрочный проект по обработке фонда Р-1036 (МИФИ) в Центральном государственном архиве г. Москвы, содержащего 4929 дел за 1945-1997 годы; проводится работа по выявлению и приведению в цифровой формат документов по социальной истории науки в фондах ГАРФ и АРАН. Ведется формирование базы интервью, впоследствии ее материалы будут доступны сотрудникам, студентам и выпускникам МИФИ, а также всем интересующимся социальной историей науки. Многочисленные фотографии, собранные от респондентов и выявленные в хранилище музея МИФИ в данный момент выставлены в мультимедийном проекте https://photohistory.mephi.ru/ с целью идентификации.

 

Лаборатория цифровой лингвистики

Междисциплинарная Лаборатория цифровой лингвистики была создана для исследования текстов разных эпох методами компьютерного анализа и машинного обучения. Научное знание едино, и совместные проекты, осуществляемые исследователями, которые работают в далеких друг от друга областях, обещают достижение важных результатов. Применение цифровых технологий в гуманитарной сфере позволяет быстро и эффективно решить задачи, которые при традиционном подходе требуют многих десятилетий кропотливого труда.

Проекты лаборатории

Лаборатория приступила к реализации проекта по обработке и хранению рукописного наследия Древней Руси с использованием методов машинного обучения. Глобальной задачей проекта является оцифровка и автоматическое распознавание максимального количества средневековых славянских рукописей, выработка инструментария для их хранения и изучения. Реализация проекта включает три основных этапа: создание программ для распознавания и анализа рукописей, выявление в архивах и библиотеках манускриптов, которые будут оцифровываться, создание интерфейса («Рабочее место филолога»), позволяющего гуманитариям работать с оцифрованным материалом.

Работы будут начаты с оцифровки корпуса служебных Миней, которые сохранились в огромном количестве рукописей XII-XVII веков. Пользователь «Рабочего места филолога» получит возможность, используя методы корпусной лингвистики, исследовать текст Минеи по большому количеству списков.  Планируется создание инструментов для осуществления автоматического поиска вариантов одного и того же текста, прослеживания направления редактуры, выявления устойчивых формул, цитат, аллюзий и т.д. Система также позволит анализировать отдельные лексемы, грамматические формы и синтаксические конструкции. Кроме того, будут проведены опыты по машинной датировке недатированных рукописей с опорой на сравнение начертаний отдельных графем.

Достигнутые результаты

На первом этапе работы над проектом была создана база данных для хранения цифровых изображений рукописных источников, исследовались методы бинаризации и фильтрации на материале 150 изображений, был разработан алгоритм сегментации строк и символов, а также был реализован прототип программных средств классификации символов. Апробация модели машинного обучения проводится на материале 3000 размеченных изображений отдельных символов. Рабочей группой был разработан формат морфологического словаря. В Российском Государственном архиве древних актов выявлены материалы, которые будут использованы в ходе реализации проекта.

Проект носит междисциплинарный характер, является результатом сотрудничества программистов, лингвистов и филологов-древников. В результате реализации проекта будет создан инструмент, позволяющий поднять уровень исследований письменного наследия Древней Руси на качественно новый уровень.

Партнёры лаборатории

  • Институт интеллектуальных кибернетических систем НИЯУ МИФИ;
  • Институт русского языка РАН им. В.В. Виноградова.

Лаборатория цифровых технологий в гуманитарных науках

Миссия лаборатории цифровых технологий в гуманитарных науках — сформировать и совершенствовать комплекс информационных технологий, который позволит накапливать, систематизировать, верифицировать знания об истории МИФИ и представить их в экспозициях музея и в информационном пространстве Университета.

В настоящее время основные проекты лаборатории:

  • cайт http://photohistory.mephi.ru ;
  • информационная система музея МИФИ;
  • формирование и визуализация сложно структурированного исторического и информационного контекста экспонатов — в зависимости от аудитории.

Сайт photohistory.mephi.ru создан и запущен в эксплуатацию к 80-летию НИЯУ МИФИ. Цель проекта — собрать в одном месте фотоархивы музея, кафедр и территориальных подразделений МИФИ, а также личные и семейные архивы. И одновременно — систематизировать коллекцию и провести атрибутирование снимков, то есть выяснить, кто и что изображено на них, с какими проектами они связаны и когда сделаны. К юбилею МИФИ была отсканирована и опубликована половина фотоархива музея, сегодня к ней добавилась часть фотоархива кафедры 12, посвящённая ЭВМ МИФИ и ГЕВЛАР. Расширение фотоколлекции продолжится. На 2023 год намечено превратить сайт photohistory.mephi.ru в портал базы знаний по истории МИФИ, а также провести эксперименты по использованию нейронных сетей для атрибутирования фотографий. Кроме того, будут дополнены сервисные функции сайта, что позволит расширить круг его пользователей, запустить технологию краудсорсинга и ускорить публикацию фотографий.

В 2022 году для обновлённого музея МИФИ разработан оригинальный формат динамической (т.н. «вывернутой») экспозиции, объединяющий мультимедиа, дополненную реальность и роботизированное хранилище экспонатов. Этот формат позволяет погрузить музейные экспонаты в богатый исторический, социальный и информационный контекст, легко менять программу экскурсий и адаптировать её к особенностям конкретной аудитории. Реализация этого формата создаёт множество интересных задач для студентов Университета: управление роботизированными комплексами, разработка проблемно-ориентированных языков программирования, разумное использование интерактивных и иммерсивных технологий. Если будут выделены ресурсы, в наступившем году можно провести пилотные проекты и внедрить этот формат, а также создать студию для оцифровки материалов и подготовки интерактивного мультимедийного контента.

В 2022 году проведён отбор и сформирован short list 1. информационных систем для управления фондами музея МИФИ и 2. технологических платформ базы знаний музея МИФИ и лаборатории гуманитарной истории науки (БЗ). Начат и продолжается сбор и анализ требований к электронному архиву этих подразделений. На 2023 год намечено внедрение, наполнение информацией и интеграция этих систем. Также можно и желательно провести эксперименты с графовой базой данных, являющейся центральным элементом БЗ.

В планах на 2023 год — создать рабочую среду музея МИФИ и сформировать на основе облака МИФИ надёжную масштабируемую инфраструктуру резервного копирования и синхронизации данных музея. Внедрить в музее ряд других сервисов: управление версиями текстов; координация совместной работы; ведение заметок; работа с текстами, фотографиями, видео и диаграммами. Во всех этих случаях выбор ПО ориентирован на Linux.

Лаборатория полевых социологических исследований

Миссия

Приращение социологического знания об образовательной среде университета и инженерно-исследовательской культуры для развития современных научно-технических кадров и стимулирования инженерно-технического творчества.

Гуманизация технического мышления посредством вовлечения студенчества в социальные исследования по актуальным проблемам жизни университета и аналитику их результатов.    

Проекты лаборатории

  1. «Гуманитарный файл в коде мифиста». Исследование представлений руководства университета, преподавателей и студентов о роли и значении гуманитарных предметов при подготовке инженера в техническом вузе с целью обновления образовательного гуманитарного блока.
  2. «Гуманитарное образование в МИФИ глазами студентов» Исследование представлений студентов о драйверах и барьерах преодоления предвзятого отношения к гуманитарным предметам в техническом вузе с целью повышения их мотивации к изучению, совершенствованию, форм и методов преподавания и организации учебного процесса.
  3. Эксперимент по возможности изменения отношения будущих инженеров к гуманитарным предметам на примере внедрения в социологический практикум «метода длинного стола».
  4. Исследование по заказу Центра базовой инженерной подготовки НИЯУ МИФИ» на выявление и анализ представлений экспертов о перечне обязательных предметов профильных дисциплин для подготовки инженеров, в особенности, на подготовку инженеров-исследователей, как «визитной карточки» МИФИ.

Основные результаты исследований

  1. Выявлены основные драйверы и барьеры совершенствования преподавания дисциплин гуманитарного блока в вузе. В частности, показано, что создание «гуманитарного файла в коде мифиста» (метафора гуманитарного образования) происходит в большей степени во внеучебных контекстах, а не на лекциях и семинарах по гуманитарным предметам.  Эти контексты и практики отличаются многообразием и качеством, имеют сильные исторические корни специфической во многих отношениях исследовательской, преподавательской и организационной культуры МИФИ, как вуза по подготовке инженеров -ядерщиков.
  2. Результаты исследований показали, что представления руководства университета и студентов о предвзятом отношении к гуманитарным дисциплинам сходятся на том, что основными причинами этого отношения является недостаточное целеполагание, как обоснование пользы гуманитарного образования для инженера, проблемы методологии преподавания и отношение к гуманитарному блоку предметов как обременительной второсортной нагрузке по сравнению с профильными предметами.
  3. В результате проведенного эксперимента по проведению социологического практикума по методу «длинного стола» создан методический профиль занятия, сокращающий разрывы между теорией и практикой, способствующего вовлечению студентов в исследовательскую деятельность, появления у них интереса и мотивации к практическому освоению методов исследования и фундаментальных основ гуманитарной дисциплины.
  4. Анализ мнений экспертов о перечне обязательных предметов профильных дисциплин для подготовки инженеров с исследовательским акцентом выявил отсутствие целенаправленного запроса на кардинальные изменения в системе подготовки студентов. Скорее можно говорить о «тонких настройках» преподавания отдельных дисциплин для разных направлений подготовки: градация, балансировка нагрузки, количество и интенсивность отдельных предметов, о определенной корректировки формата позиционирования, знакомства с учебными дисциплинами на всем протяжении обучения, соблюдение логики в последовательности проведения лекций, семинаров и практических занятий в ходе освоения базовых дисциплин.
545