Результаты эксперимента Борексино с участием НИЯУ МИФИ вошли в число 10-ти наиболее важных научных результатов 2014 года по версии журнала Physics World

декабря
2014

Важнейшим научным достижением уходящего года ежемесячник Physics World назвал исследования потоков солнечных нейтрино, выполненные международным коллективом ученых, объединенных в колаборацию Борексино. Коллаборация включает физиков из нескольких научных центров Европы, России и США. С российской стороны в работах участвуют ученые Курчатовского Института, Национального исследовательского ядерного Университета “МИФИ”, Объединенного института ядерных исследований, и Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Уникальные измерения потока т.н. рр-нейтрино, образованных в недрах Солнца в основной термоядерной реакции слияния двух ядер водорода с образованием ядра дейтерия, позволило впервые определить энергию Солнца непосредственно по потоку нейтрино. Эта работа, опубликованная в престижном междисциплинарном журнале «Nature», вошла в число 10-ти наиболее значимых научных результатов в физике, полученных в 2014 году.

До настоящего времени все измерения солнечной энергии основывались на излучении солнечной фотосферы, произведенном в термоядерных процессах около 100000 лет назад, что составляет среднее время диффузии из центральных областей Солнца к его поверхности. Сравнение между измерениями коллаборации Борексино и светового излучения Солнца доказывает, что энерговыделение Солнца не менялось за исторически длительный период времени.

Нейтринный детектор Борексино, установленный в подземной лаборатории Гран Сассо Национального института ядерной физики Италии (INFN), создавался почти 17 лет, а экспериментальные исследования начались в 2007 году. В Борексино был достигнут беспрецедентно низкий уровень фона, который дает возможность выполнять уникальные измерения не только нейтрино, испущенных Солнцем, но также нейтрино, образованных в недрах нашей Земли, и даже нейтрино от далеких астрофизических источников. Проведенные исследования имели и самостоятельное научное значение, ключевое для понимания фундаментальных свойств нейтрино – неуловимых членов семейства элементарных частиц.