Кафедра педагогики и методики естественнонаучного образования

Кафедра №74 Педагогика и методики естественнонаучного образования

Затрагиваемые области и дисциплины:

Повышение предметных и метапредметных компетенций учителей и преподавателей естественнонаучных дисциплин. Проведение исследований в области педагогики, в том числе цифровой. Научное, учебно-методическое, информационное и техническое обеспечение инклюзивного образования. Взаимодействие и сотрудничество с партнерами сети кафедр и органами ЮНЕСКО, образовательными и научными учреждениями, общественными и государственными структурам, работающими в области педагогики естественнонаучного образования. Подготовка и повышение квалификации преподавателей всех ступеней образования применению ИКТ в естественнонаучных дисциплинах.

 

Заведующая кафедрой:

Духанина Любовь Николаевна, доктор педагогических наук, председатель Комиссии по развитию науки и образования Общественной Палаты Российской Федерации
E-mail: duhanina@mail.ru

Контактное лицо:

Вильчинский Андрей Владимирович, руководитель образовательных проектов кафедры педагогики и методики естественнонаучного образования
E-mail: AVVilchinskij@mephi.ru

Резюме кафедры:

Потребность в создании кафедры в 2011 году обусловлена необходимостью создать систему качественного естественнонаучного довузовского образования, доступного широким массам учащихся по всей стране и за ее пределами, а также отставанием в России, странах СНГ и в некоторых развивающихся странах внедрения ИКТ в обучение естественным наукам.

Целями создания кафедры является расширение системы свободного доступа к знаниям и создание системы непрерывного образования. Создание свободных и независимых медийно - информационных ресурсов, а также проведение работ по координации создания единой разделяемой образовательной среды с привлечением институтов и школ – партнеров.

Одной из задач кафедры является исследование в области создания метапредметных техник для дисциплин естественнонаучного цикла. В Университете имеется опыт применения Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в естественных дисциплинах для увеличения мотивированности и развития креативного потенциала учащихся как примера метапредметного обучения. По результатам работы осуществляется выпуск методической литературы по применению ТРИЗ в различных предметных областях.

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» имеет партнерскую сеть школ, в рамках которой происходит обмен лучшими образовательными практиками, а также через которую университет осуществляет поддержку мотивированной к учебе молодежи. Кафедра позволяет университету делиться своим опытом в области создания сетевой школьной инфраструктуры и разделяемой среды знаний.

Общие задачи кафедры – проведение исследований в области педагогики и возможностей внедрения новых ИКТ, формирование повестки дня образования будущего. Направлением долгосрочных исследований является область применения средств дополненной реальности для улучшения интерактивности дистанционного образования.

Цели:

Долгосрочные цели:

  • Поддержка системы естественнонаучного образования на национальном и региональных уровнях;
  • Создание новых методик преподавания естественных дисциплин на основе ИКТ;
  • Создание массовых открытых онлайн курсов (MOOC) на нескольких языках с целью трансляции полученных в ходе исследований знаний;
  • Исследование создания системы дистанционного профессионального технического образования с использованием новых педагогических и технических подходов.

Краткосрочные цели:

  • Методическая поддержка и обучение учителей и преподавателей предметов естественнонаучного цикла;
  • Исследования в области применения ТРИЗ в дисциплинах естественнонаучного цикла как одной из основ метапредметного обучения;
  • Научно – практические исследования и внедрение их результатов в образовательную среду;
  • Трансляция накопленных научных знаний на национальном и региональном уровнях;
  • Сотрудничество с международными, региональными и национальными комитетами программ ЮНЕСКО, кафедрами ЮНЕСКО и ассоциированными школами ЮНЕСКО в вопросах ИКТ и педагогики естественнонаучного образования.

Виды деятельности:

  • Подготовка специалистов в сфере ИКТ на уровне среднего и высшего образования;
  • Проведение исследований с участием профессорско – преподавательского коллектива и студентов, аспирантов в области ИКТ в педагогике естественнонаучного образования;
  • Организация дистанционных курсов повышения квалификации и переподготовки в сфере ИКТ для профессионального развития учителей и преподавателей;
  • Совместное с партнерами создание разделяемой образовательной среды открытого доступа по естественнонаучному профилю как межуниверситетского открытого образовательного ресурса.

 

 

869