«Катастрофа, которая произошла в Чернобыле, сегодня просто невозможна»

19
августа
2019

Сериал «Чернобыль», созданный американским телеканалом HBO совместно с британской телесетью Sky и посвященный аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, вызвал неоднозначную реакцию у зрителей и экспертов. Последних «Коммерсантъ» спросил о том, возможна ли сегодня катастрофа, подобная чернобыльской, как изменилась система безопасности после аварии на ЧАЭС, какие службы отвечают за безопасность на АЭС в России сейчас и кто боролся бы с ликвидацией последствий, повторись трагедия сейчас.

Георгий Тихомиров, заместитель директора Института ядерной физики и технологий НИЯУ МИФИ:

Катастрофа, которая произошла в Чернобыле, сегодня просто невозможна. Особенности реактора РБМК, которые позволили ей произойти, в действующих блоках атомных электростанций устранены. Таких реакторов нигде, кроме России, больше нет. Сегодня они уже дорабатывают свой срок и работают безопасно, а те, что строятся сейчас, имеют принципиально другую конструкцию.

Анализ последствий Чернобыля привел к ряду очень важных мероприятий, связанных с безопасностью. На уровне международных комиссий были сформулированы основополагающие принципы безопасности атомных станций и выпущены соответствующие документы. Теперь на станциях проводят регулярные проверки следования этим принципам.

Международная консультационная группа по ядерной безопасности с 1988 года выпускала аналитические отчеты, первый из них назывался «Итоговый доклад о совещании по рассмотрению причин и последствий аварии в Чернобыле». В 1989 году INSAC (International Nuclear Safety Centre) подготовил документ по основным принципам безопасности атомных электростанций. Подобные документы выходили до 1999 года, а затем возникла некая пауза, потому что показалось, что ядерное сообщество уже пришло к полному пониманию, что такое безопасность.

Сегодня во всех странах существуют специальные службы мониторинга радиационной обстановки, которые могут отследить любые ядерные инциденты. Все страны, которые сотрудничают с МАГАТЭ, обязаны предупреждать о таких вещах другие страны. В каждой стране действуют свои спецподразделения, и у нас в рамках МЧС существует подразделение, которое специализируется на радиоактивных инцидентах. Также в России существует ситуационный кризисный центр (СКЦ), который работает в непрерывном режиме и сразу реагирует на такие ситуации.

Кроме того, есть такой показатель, как количество лет безаварийной работы реакторов. В России и во всем мире эта цифра постоянно растет, мы научились хорошо управлять реакторами. Многие системы на станциях работают в автоматическом режиме, и если какие-то отказы оборудования, важного для безопасной работы АЭС, происходят, реактор сразу же останавливается без воздействия человека. Все атомные электростанции непрерывно мониторятся различными системами: изучается радиоактивная обстановка, ведется звуковое обследование оборудования.

Например, у нас в МИФИ постоянно совершенствуются методы диагностики оборудования станций, включая ультразвуковую, электрохимическую и радиационную диагностику. Они позволяют контролировать обстановку на работающих станциях и не допускать дефектов на строящихся.

Полная версия: Коммерсантъ

12