Убогое безбожие. Владимир Абаринов

22
ноября
2012
Давно ли советская интеллигенция жадно читала ксерокопированные страницы Бердяева и Флоренского, ездила по монастырям и училась креститься на образа? Об этой моде эпохи "развитого социализма" иронически писал Юрий Трифонов, называя ее "причудами полусладкой жизни":

Как придешь к какому-нибудь провизору или художнику, зарабатывающему на хлеб рисованием агитплакатиков, обязательно у них иконы торчат и чай пьют из самовара, настоящего тульского, отысканного за большие деньги в комиссионке.

Но, хоть и называл герой Трифонова русских религиозных мыслителей начала XX века "белибердяевыми", сам романист в их книги тоже заглядывал, размышлял над ними, и плоды этих размышлений содержатся в тех же самых его текстах, что и насмешки по поводу интеллигентского поветрия.

И вот теперь, извольте: всю передовую интеллигенцию обуял раж разнузданного атеизма. Патриарха иначе как по фамилии не называют, христианство теперь у них снова "мракобесие", опять, как в царствование Николая I, распространяют в копиях письмо Белинского к Гоголю. Особенно хорошо у "неистового Виссариона" вот это: "Русский человек произносит имя Божие, почесывая себе задницу". Хоть сейчас в фейсбук.

"Люди с коротенькими мыслями" - сказано о таких у Достоевского, который за это самое письмо Белинского пошел на эшафот. Белинского-то вы прочли, да и то не до конца, а неотправленный ответ Гоголя Белинскому? А книгу, по поводу которой состоялась эта переписка? Лучше, чем майор из "Бесов" племяннице-нигилистке, не скажешь:

Ну, положим, умные люди не веруют, так ведь это от ума, а ты-то, говорю, пузырь, ты что в Боге понимаешь? Ведь тебя студент научил, а научил бы лампадки зажигать, ты бы и зажигала.

Много беды наделало на Руси это злосчастное послание изнуренного тяжкой болезнью мизантропа. Недаром им так восторгался Ленин и со всей большевистской принципиальностью обрушивался на "белибердяевых":

...Какое "беспокойство"! - воскликнула мнящая себя образованной, а на самом деле грязная, отвратительная, ожиревшая, самодовольная либеральная свинья, когда она увидала на деле этот "народ", несущий с базара... письмо Белинского к Гоголю.

Нес ли народ с базара письмо Белинского - неизвестно и сомнительно, а вот Ильич в пылу полемики ловко подменил "Белинского и Гоголя", как сказано у Некрасова, письмом Белинского к Гоголю. Классический прием демагога.

Особенно всех развеселило сообщение о том, что в МИФИ открыта кафедра богословия. Неуклюжим сарказмам в стиле "Забавной Библии" не было предела. "Русский атеизм никогда дальше каламбура не заходил", как сказано в тех же "Бесах".

Испытанные остряки, видимо, подразумевали, что теперь попы будут учить студентов, что Земля плоская. Но богословие занимается совсем другими предметами. Разве в Библии законы физики не действуют? Моя дочь учится в католической школе и имеет пятерки и по физике, и по богословию. Будете смеяться, но Коперник был священником, а Ньютон - богословом.

Посмотрите на послужной список завкафедрой митрополита Илариона. Многие ли из критиков решения руководства МИФИ могут похвастаться таким же? А в своем выступлении перед студентами о. Иларион подчеркнул, что изучение теологии будет сугубо добровольным.

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что религиозные познания большинства граждан отличаются крайней поверхностностью, а вернее сказать - скудостью. Вспоминаю свои студенческие годы. Мы тогда остро чувствовали свою необразованность. Лекции и семинары по научному атеизму были на самом деле уроками религиоведения. И даже знаменитый пассаж Маркса "религия - это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира..." не казался и не кажется мне обличением религии, особенно в русском переводе, потому что в оригинале нет ни твари, ни сердца: Die Religion ist der Seufzer der bedrängten Kreatur, das Gemüt einer herzlosen Welt...

У МИФИ в этом отношении собственная традиция, о которой напомнил его выпускник Алексей Алексеенко:

...вместе читали Евангелие и разговаривали, а потом приезжал отец Александр Мень и крестил тех, кто некрещеный. Когда настал тревожный 1983 год и прошла волна посадок "религиозников", встречи переместились из квартиры в Царицынский парк.

Вряд ли есть смысл излагать историю христианства в таком, например, ключе:

Почти все церкви почти во все времена душили свободу, насаждали дикие суеверия и предрассудки. Что они либо выступали в роли угнетателей сами, либо как минимум прислуживали угнетателям, оправдывали угнетение, отравляли сознание народа ядом покорности. За редким исключением. Да были случаи, когда церкви участвовали в национально-освободительной борьбе. Но чаще мирно уживались с оккупантами, сотрудничали с ними в обмен на сохранение своего положения как части господствующей элиты.

Так писали во времена Емельяна Ярославского, но сегодня читать это неловко, как бывает неловко в обществе за бестактность другого человека. Взять хоть "уживчивость с оккупантами". Это профанация большой, глубокой, серьезной темы. В годы оккупации одни священники проявили сервильность, другие пошли на мученическую смерть, но уж "господствующей элитой" православная церковь при немцах никак не была.

Не надо путать духовную жажду, веру и церковь. Еще ветхозаветный пророк Иезекииль обличал дурных пастырей: "Вы ели тук и вулною одевались, откормленных овец заколали, а стада не пасли". (Иез., 34:3) Алчные и нерадивые пастыри были, есть и будут. Не все ученики Христа были отличниками - были и двоечники, и подлизы, протырившиеся в любимчики. Смешно, например, что патриарх, рассказывая пастве о Смутном времени, умудрился ни единым словом не упомянуть царя Димитрия с его лжемодернизацией.

Но не выплескивайте с водой ребенка. Атеизм - великая идея, так не компрометируйте ее вульгарностью.Давно ли советская интеллигенция жадно читала ксерокопированные страницы Бердяева и Флоренского, ездила по монастырям и училась креститься на образа? Об этой моде эпохи "развитого социализма" иронически писал Юрий Трифонов, называя ее "причудами полусладкой жизни":

Как придешь к какому-нибудь провизору или художнику, зарабатывающему на хлеб рисованием агитплакатиков, обязательно у них иконы торчат и чай пьют из самовара, настоящего тульского, отысканного за большие деньги в комиссионке.

Но, хоть и называл герой Трифонова русских религиозных мыслителей начала XX века "белибердяевыми", сам романист в их книги тоже заглядывал, размышлял над ними, и плоды этих размышлений содержатся в тех же самых его текстах, что и насмешки по поводу интеллигентского поветрия.

И вот теперь, извольте: всю передовую интеллигенцию обуял раж разнузданного атеизма. Патриарха иначе как по фамилии не называют, христианство теперь у них снова "мракобесие", опять, как в царствование Николая I, распространяют в копиях письмо Белинского к Гоголю. Особенно хорошо у "неистового Виссариона" вот это: "Русский человек произносит имя Божие, почесывая себе задницу". Хоть сейчас в фейсбук.

"Люди с коротенькими мыслями" - сказано о таких у Достоевского, который за это самое письмо Белинского пошел на эшафот. Белинского-то вы прочли, да и то не до конца, а неотправленный ответ Гоголя Белинскому? А книгу, по поводу которой состоялась эта переписка? Лучше, чем майор из "Бесов" племяннице-нигилистке, не скажешь:

Ну, положим, умные люди не веруют, так ведь это от ума, а ты-то, говорю, пузырь, ты что в Боге понимаешь? Ведь тебя студент научил, а научил бы лампадки зажигать, ты бы и зажигала.

Много беды наделало на Руси это злосчастное послание изнуренного тяжкой болезнью мизантропа. Недаром им так восторгался Ленин и со всей большевистской принципиальностью обрушивался на "белибердяевых":

...Какое "беспокойство"! - воскликнула мнящая себя образованной, а на самом деле грязная, отвратительная, ожиревшая, самодовольная либеральная свинья, когда она увидала на деле этот "народ", несущий с базара... письмо Белинского к Гоголю.

Нес ли народ с базара письмо Белинского - неизвестно и сомнительно, а вот Ильич в пылу полемики ловко подменил "Белинского и Гоголя", как сказано у Некрасова, письмом Белинского к Гоголю. Классический прием демагога.

Особенно всех развеселило сообщение о том, что в МИФИ открыта кафедра богословия. Неуклюжим сарказмам в стиле "Забавной Библии" не было предела. "Русский атеизм никогда дальше каламбура не заходил", как сказано в тех же "Бесах".

Испытанные остряки, видимо, подразумевали, что теперь попы будут учить студентов, что Земля плоская. Но богословие занимается совсем другими предметами. Разве в Библии законы физики не действуют? Моя дочь учится в католической школе и имеет пятерки и по физике, и по богословию. Будете смеяться, но Коперник был священником, а Ньютон - богословом.

Посмотрите на послужной список завкафедрой митрополита Илариона. Многие ли из критиков решения руководства МИФИ могут похвастаться таким же? А в своем выступлении перед студентами о. Иларион подчеркнул, что изучение теологии будет сугубо добровольным.

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что религиозные познания большинства граждан отличаются крайней поверхностностью, а вернее сказать - скудостью. Вспоминаю свои студенческие годы. Мы тогда остро чувствовали свою необразованность. Лекции и семинары по научному атеизму были на самом деле уроками религиоведения. И даже знаменитый пассаж Маркса "религия - это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира..." не казался и не кажется мне обличением религии, особенно в русском переводе, потому что в оригинале нет ни твари, ни сердца: Die Religion ist der Seufzer der bedrängten Kreatur, das Gemüt einer herzlosen Welt...

У МИФИ в этом отношении собственная традиция, о которой напомнил его выпускник Алексей Алексеенко:

...вместе читали Евангелие и разговаривали, а потом приезжал отец Александр Мень и крестил тех, кто некрещеный. Когда настал тревожный 1983 год и прошла волна посадок "религиозников", встречи переместились из квартиры в Царицынский парк.

Вряд ли есть смысл излагать историю христианства в таком, например, ключе:

Почти все церкви почти во все времена душили свободу, насаждали дикие суеверия и предрассудки. Что они либо выступали в роли угнетателей сами, либо как минимум прислуживали угнетателям, оправдывали угнетение, отравляли сознание народа ядом покорности. За редким исключением. Да были случаи, когда церкви участвовали в национально-освободительной борьбе. Но чаще мирно уживались с оккупантами, сотрудничали с ними в обмен на сохранение своего положения как части господствующей элиты.

Так писали во времена Емельяна Ярославского, но сегодня читать это неловко, как бывает неловко в обществе за бестактность другого человека. Взять хоть "уживчивость с оккупантами". Это профанация большой, глубокой, серьезной темы. В годы оккупации одни священники проявили сервильность, другие пошли на мученическую смерть, но уж "господствующей элитой" православная церковь при немцах никак не была.

Не надо путать духовную жажду, веру и церковь. Еще ветхозаветный пророк Иезекииль обличал дурных пастырей: "Вы ели тук и вулною одевались, откормленных овец заколали, а стада не пасли". (Иез., 34:3) Алчные и нерадивые пастыри были, есть и будут. Не все ученики Христа были отличниками - были и двоечники, и подлизы, протырившиеся в любимчики. Смешно, например, что патриарх, рассказывая пастве о Смутном времени, умудрился ни единым словом не упомянуть царя Димитрия с его лжемодернизацией.

Но не выплескивайте с водой ребенка. Атеизм - великая идея, так не компрометируйте ее вульгарностью.

Первоисточник Грани.Ру:  http://grani.ru/opinion/abarinov/m.208845.html

97