Университетские субботы: «Моделирование социально-эмоционального интеллекта на основе когнитивных архитектур»

16
май
2017

В НИЯУ МИФИ продолжается цикл лекций для школьников старших классов ведущих ученых нашего университета в рамках проекта Московского Департамента образования «Университетские субботы».

13 мая состоялась лекция профессора кафедры кибернетики, научного руководителя Института интеллектуальных кибернетических систем НИЯУ МИФИ, руководителя лаборатории BICA Lab ИИКС, аффилиированного члена профессорско-преподавательского состава института имени Краснова университета Джорджа Мейсона, США, Самсоновича Алексея Владимировича на тему «Моделирование социально-эмоционального интеллекта на основе когнитивных архитектур».

Пожалуй, не будет ошибкой предсказать, что XX век войдет в историю как век создания компьютеров, а XXI век - как век рождения машинного интеллекта общего назначения на уровне человека. Это кажется неизбежным. Вопрос состоит в том, каким будет этот машинный интеллект: будет ли он подобен нашему или, наоборот, заставит нас измениться и превратиться в машины. Большей надежды и большей опасности, связанной с искусственным интеллектом, сегодня нет.

Искусственный интеллект должен стать не отрицанием, а продолжением и расширением человеческой души, культуры, ценностей человека. Людям нужен «человек в машине», а не машина в человеческом обличии. Однако машина, несмотря на огромный прогресс в ее развитии за последние пол века, до сих пор остается для нас не более чем инструментом, средством или объектом вне социальной сферы. Что же мешает социальному принятию машины? Прежде всего, отсутствие у нее эмоций. Но эта проблема разрешима: машине можно и нужно дать эмоции человеческого уровня. Более того, есть основания считать, что это произойдет в ближайшем будущем. На лекции профессор рассказал слушателям о том, как это сделать и что это может означать, а также какие нас ждут применения новой технологии для создания искусственных творческих ассистентов.

Материал лекции вызвал большой интерес у слушателей, которые задали профессору различные вопросы и получили на них развернутые ответы.

10