Студенческая научная конференция «Современный мир и гуманитарные знания» состоялась в МИФИ

23
май
2018

2017/2018 учебный год стал знаковым для студентов НИЯУ МИФИ в плане совершенствования гуманитарного образования. Решением руководства университета для учащихся первого курса введена новая учебная дисциплина «Основы гуманитарного знания» (ОГЗ). По существу – это новый пилотный проект, который подготовлен известными российскими учёными во главе с академиком В.А. Тишковым и ведущими преподавателями гуманитарных дисциплин НИЯУ МИФИ. Для его эффективной реализации создана рабочая группа, подготовлены программа курса и календарный план. Издано учебное пособие «Основы гуманитарного знания», готовится его дополненное издание. Также готовится к изданию учебно-методическое пособие по данному курсу. Координирует работу по реализации гуманитарного проекта Центр гуманитарных исследований и технологий НИЯУ МИФИ.

Гуманитарный проект являет собой многоплановую систему включения студентов в мир гуманитаристики и активное освоение ими жизненно необходимых знаний и ценностей. В частности, студенты, согласно учебному расписанию, имеют возможность посещать цикл лекций «Академические чтения», в котором представлены новейшие достижения отечественной и зарубежной гуманитарной науки и художественного мышления. В течение учебного года первокурсники (и не только они) услышали лекции 15 известных российских и зарубежных учёных и деятелей культуры. Наряду с этим проводились и учебные лекции преподавателями нашего университета, где центральное место отводилось таким темам, как «Человек и его эволюция», «Общество», «Культура», «Социальные институты», «Религия», «Власть и государство».

Второй составляющей гуманитарного проекта являются практические занятия. Еженедельно в академических группах проводились семинары, на которых студенты активно обсуждают важнейшие вопросы гуманитарной сферы. Студенты делают доклады, сообщения, дискутируют, ищут ответы на актуальные вопросы человеческого бытия. Едва ли не в каждой академической группе имеются студенты, выступающие на каждом семинаре. А самые продвинутые умудряются выступить два, а то и три раза на одном занятии. Конкуренция за право сделать доклад на семинаре весьма высока. Помимо планируемых вопросов, студенты имеют право предложить собственную тему, если она привязана к данной проблематике. Технология проведения семинаров рассчитана на то, чтобы работало максимальное количество студентов.

Курс «Основы гуманитарного знания» предполагает коллективное посещение студентами музеев, выставок, театральных представлений, концертов, мероприятий общественно-политического и патриотического характера. Здесь делается существенный шаг от гуманитарной теории к гуманитарной практике. В течение учебного года таковых мероприятий было немало. Так, например, 22 апреля 2018 года более 200 студентов НИЯУ МИФИ в рамках изучения курса «Основы гуманитарного знания» посетили Исторический парк на ВДНХ, павильон «Россия – моя история», где смогли познакомиться в интерактивной форме с историей Российского государства и героическими страницами ее истории.

Разумеется, не последнее место в курсе ОГЗ занимает проблема научного творчества студентов. Не будем забывать, что НИЯУ МИФИ исследовательский университет. Собственно, сам курс ОГЗ начинается с изучения темы «Наука» и гуманитарным наукам в этой теме отводится ключевое место. В течение учебного года студенты не только посещают научные конференции и семинары, но и являются их деятельными участниками. Так, на известном в НИЯУ МИФИ студенческом мероприятии «Шаг в науку» победили студенты-первокурсники, изучающие ОГЗ.

Завершающим шагом изучения курса «Основы гуманитарного знания» стала итоговая научная студенческая конференция «Современный мир и гуманитарные знания». Она проходила в два этапа. Первый этап – конференция в академической группе. Второй – поточная конференция. В общей сложности на них выступило более 70 человек, то есть каждый второй студент.

В работе студенческой научной конференции, состоявшейся 27 апреля, принимали участие студенты следующих академических групп: Б17-501, Б17-503, Б17-504, Б17-511, Б17-514, Б17-701, Б17-801, С17-101, С17-102, С17-602.

Во вступительном слове модератор конференции (доцент В.Ф. Горохов) подчеркнул огромную роль гуманитаристики в личной и общественной жизни каждого человека и студента в частности. Он подвёл краткий итог работы на гуманитарном поле первокурсника НИЯУ МИФИ за прошедший учебный год, поблагодарил всех, кто работал на нём производительно, творчески, с любовью и ответственностью. «Наша конференция, – заявил модератор, – венчает вашу успешную деятельность по освоению гуманитарных знаний».

Далее последовали студенческие доклады. Первым выступил с докладом на тему: «Современный мир, каков он? Взгляд студента» Роман Алексеев, студент гр. Б17-501. Он подчеркнул, что современная ситуация в мире характеризуется крайним напряжением и конфликтностью. Имеются силы, которые желают сохранить и упрочить собственное господство. Однако есть силы, среди них, в первую очередь Россия, которые противятся однополярному миру и пытаются создать ситуацию равновесия. Что из этого выйдет – покажет время.

Тема современного мира была развита двумя следующими докладчиками – Викторией Рахматуллиной (Б17-501) и Ириной Прокопенко (Б17-503), выступившими по теме: «Какие силы правят современным миром?» Докладчиками высказывалась мысль, что не все, кто в действительности заправляет мировыми делами, нам известны. Не последнюю роль играет мировой капитал, имеющий своих ставленников на всех уровнях политической жизни.

Студент гр. Б17-504 Александр Шмаков изложил собственную версию темы: «Россия в современном мире. Друзья, противники, союзники». Александр сказал, что у России настоящих друзей не так уж и много, как, впрочем, и немного настоящих союзников. Зато есть настоящие противники, от которых России ждать чего-то хорошего не приходится. Речь идёт о США, Англии, Польше, странах Прибалтики и некоторых других.

Интереснейший доклад на тему «Современная Турция, её гуманитарная картина сделала турецкая студентка Мерьем Билим (гр. Б17-801). Она обрисовала обстоятельную картину гуманитарной жизни современной Турции. Участники конференции узнали какова ситуация в турецком образовании, науке, литературе, музыке, архитектуре, театральной жизни.

Студент гр. Б17-514 Арстаналы Жумалиев предложил аудитории доклад на тему: «Современный Кыргызстан». Арстаналы рассказал много интересного о киргизской культуре, вёл активную полемику (порой с чувством юмора) с аудиторией на предмет знаний о его родной стране. Непременно следует подчеркнуть, что на конференциях в академических группах прозвучали доклады о проблемах гуманитаристики в других странах. Так, например, болгарская студентка Арина Желяскова (гр. Б17-801), выступила по теме: «Современная Болгария».

Основательный доклад по теме: «Энергетические ресурсы. Каковы перспективы ядерной энергетики?» сделали студентки гр. Б17-801 Елена Клишина и Яна Фетисова. Девушки напомнили аудитории, какую исключительную роль для человеческой жизни играет энергетика. Основным пафосом их доклада была мысль, что в ближайшие 100 лет будет доминировать ядерная энергетика. А это значит что студенты НИЯУ МИФИ, в том числе присутствующие в данной аудитории, будут востребованы производством, наукой и имеют все шансы отличиться в ядерной сфере в качестве профессионалов высокого уровня.

Тимур Филиппов, студент гр. Б17-503, сделал основательный доклад на тему: «Современные технологии. Что и кто доминирует в этой сфере?» Тимур полагает, что десятку технологических лидеров в современном мире составляют: Япония, США, Южная Корея, Израиль, Германия, Россия, Финляндия, Великобритания, Канада, Сингапур. Существенных успехов в последние годы добился Китай. Россия главным образом преуспевает в космической и военной сфере, а также в области ядерной энергетики.

Наиболее горячо обсуждаемой на конференции оказалась проблема доминирующих ценностей в современном обществе. Оно и понятно, ведь ценности – это то, ради чего мы живём и учимся, то, к чему мы стремимся. Это идеалы нашей жизни, фундамент культуры. По проблемам ценностей представили доклады 5 человек – Вероника Дорофеева и Софья Потапова (гр. Б17-801), Евгений Шашков (гр. С17-101), Ольга Попова (гр. Б17-504), Иван Размахнин (гр. Б17-503). Студентки ИМО Дорофеева и Потапова страстно отстаивали идею полной свободы, независимости молодых людей от старшего поколения и его стереотипов. «Где учится, где жить, куда ехать, кого любить, как тратить деньги – это только наша прерогатива и никого другого», – заявили они. С некоторой оговоркой можно было бы их доклад назвать ценностями современной молодёжной контркультуры. Другие докладчики акцентировали внимание на проблемах образования, воспитания, морали, дружбы, справедливости, чести, патриотизма. Разгорелась бурная дискуссия по данному вопросу.

Были также представлены интересные доклады по темам: «Образование и наука» – докладчик Алина Фаткуллина (гр. Б17-501; «Человек или общество?» – докладчик Иван Яковенко (гр. Б17-503); «Современное искусство» – докладчик Мария Морозевич (гр. Б17-504).

Помимо запрограммированных прозвучали два оригинальных выступления, темы, которых предложили сами студенты. Так Мария Калюжная, студентка гр. Б17-701, выступила по теме «Теория симуляции современной реальности», а Анастасия Гресова (Б17-511) – «Мужское одиночество как личностный выбор и сознательное зло». Мужская часть аудитории с большим любопытством отнеслась к прозвучавшим мыслям.

Завершающим стал доклад Марии Макаровой (гр. Б17-503) «Камо грядеши? (Куда идёшь?) нынешнее общество? Или тенденции развития современного общества». В нём основательно были затронуты вопросы будущего человеческой цивилизации.

Большинство докладов сопровождались презентациями. Выступления докладчиков с воодушевлением были восприняты участниками конференции и препровождались аплодисментами. Можно смело утверждать, что первые шаги в науку сделаны многими первокурсниками вполне успешно. Не будет преувеличением, если скажем, что изучавшие курс «Основы гуманитарного знания» обладают достаточно активным и вполне продуктивным гуманитарным мышлением.

В заключение модератор конференции поблагодарил докладчиков и участников студенческой научной конференции за деятельное участие в ней и пожелал им больших творческих успехов. Предположительно материалы конференции будут опубликованы в сборнике научных работ.

74