Письмо ректору

  Телефонный   справочник

    Электронная     почта

  Министерство науки и высшего образования РФ
5-100.png Программа повышения конкурентоспособности
Противодействие коррупции
Наука и образование против террора
Диссертационные советы
Российский студенческий центр
Социальный навигатор
Оформление социальной студенческой карты
Study in Russia
NEVOD.png Уникальная научная установка НЕВОД
TEMP.png Турнир «ТеМП 2018»
50x75.png Международная олимпиада для студентов
Олимпиада «Я - профи»
eend_fond.png Эндаумент-фонд НИЯУ МИФИ



Новости университета



05.10.2018

В НИЯУ МИФИ состоялась лекция академика В.А. Тишкова «Этнополитические конфликты: природа и пути преодоления»

Новый цикл научно-популярного лектория «Академические чтения» открылся в НИЯУ МИФИ выступлением академика В.А. Тишкова – доктора исторических наук, академика Российской академии наук.

Валерий Александрович знаменит как один из ведущих специалистов по вопросам этничности в нашей стране, он 26 лет возглавлял Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. В мировом научном сообществе его знают как автора теоретико-методологических подходов в исследованиях этничности и этнополитических конфликтов и создателя Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов (EAWARN). Также он является почетным доктором и профессором НИЯУ МИФИ и руководителем проекта модернизации гуманитарного образования.

Валерий Александрович рассказал о конфликтах на основе культурных различий, изучению которых посвятил значительную часть своей исследовательской работы. Как отметил лектор, данная тема трудно вписывается в какую-то одну дисциплину, но она злободневна для всего мира.

Интересно было узнать, что, хотя само понятие «конфликт» часто трактуется как аномалия, «сколько мы знаем историю человечества, конфликты были, есть – и, наверное, будут. Почему? Потому что в человеческой природе присутствует конкуренция, неравенство. Конечно, должно быть равноправие, люди должны иметь равные права. Но люди не равны. Кому-то повезло родиться в стране с богатыми ресурсами, с хорошим управлением, с накопленными богатствами. Другие живут в бедности, в бедной стране с недостатком питания и с другими напастями. И это часть нашей социальной жизни. Неравенство, конкуренция и соперничество двигают нашу жизнь»,  отметил Валерий Александрович.

Рассказывая о классификациях конфликтов, позиционируемых как противостояния из-за различий в культуре, лектор отметил, что часто в их основе могут лежать глубинные причины, в частности нехватка ресурсов. «Мы рассматриваем конфликты на основе культурных различий. Может последовать вопрос, из-за чего они возникают? (…) Конфликты могут быть из-за ресурсов, особенно между странами, между регионами или внутри. Например, из-за нефтяных месторождений. Или пресной воды – это источник жесточайших конфликтов и на Ближнем Востоке, и в Африке, и даже у нас тоже напряженность есть в южных районах из-за пограничных между республиками рек. Предполагается, что в будущем могут возникнуть более серьезные, глобальные конфликты из-за пресной воды. И тут наш Байкал, в котором четверть мировых запасов пресной воды – может всё быть. Вот могут сказать, что, если мы не можем сохранить в чистоте озеро Байкал, а это общемировое достояние – и не только ваше».

Отдельного внимания заслуживает т.н. «комплекс малых культурных различий». История, к сожалению, уже показала, что даже будучи очень близкими по культуре, люди могут открыто враждовать, если настроить их друг против друга, внедряя ложные ценности и доктрины. «Даже небольшие различия в ценностях и жизненных установках очень важны. Если относительно территории можно договориться, по ресурсам тоже подписать договор, о ценностные вещи очень трудно поддаются переговорам. Человеку трудно отказать от своего языка и традиций, от того, чему он молится, во что он верит – стать другим, иным. Поэтому конфликты на основе культурных различий – одни из самых жестоких, самых распространенных в мире». Таким образом, понять причины этнополитических конфликтов крайне необходимо, так как они случаются все чаще и приносят все больше разрушений.

Академик В.А. Тишков рассказал о собственных научных работах. В том числе – о знаменитом этнографическом исследовании общества в состоянии вооруженного конфликта. Переведенная на английский язык публикация этой работы (Chechnya: Life in a War-Torn Society. University of California Press, 2004). служит настольной книгой зарубежных ученых.

Он рассказал об особенностях классических войн между государствами и разных типов этнополитических противостояний: открытые конфликты (затяжные) и конфликты типа бунта (эскалация которых проходит, как правило, за несколько дней в форме погромов). Еще один тип конфликтов из-за культурных вопросов –ненасильственные, не открытые. Они могут возникнуть, например, из-за языка. Валерий Александрович рассказал, как и где удается такие конфликты предсказать и погасить на раннем этапе.

Пример жизни и работы академика В.А. Тишкова иллюстрирует, что ученый действительно может повлиять на политические процессы, изменить решения властей в лучшую сторону: «…был момент в начале 2000-го года, когда он (В.В. Путин) уже стал президентом – было не ясно, что делать дальше. И тогда Президент Российской академии наук Ю.С. Осипов дал В.В. Путину доклад, он под моей редакцией опубликован «Пути мира на Северном Кавказе» (его можно найти в Сети). Там было 99 рекомендаций не только относительно Чечни, но и других вещей. Тогда Путин сказал, что зачем читать, может, лучше встретиться.

Он приехал на Ленинский проспект, 14, где Президиум РАН – это был единственный такой случай. Там состоялась наша беседа почти 2 часа. Мы сказали: «Сделайте три вещи: во-первых, найдите среди чеченцев лояльных и авторитетных людей, и дайте им шанс самим навести порядок, включая оружие. Тогда появилась фигура старшего Кадырова, который был муфтием и очень влиятельным человеком. Вокруг него сплотились чеченцы – противники сепаратизма и терроризма. Второе: нужно обязательно восстановить Грозный. Тогда была точка зрения, что не нужно его восстанавливать, что он насколько разрушен, что это уже невозможно сделать. Но оставлять живую память в виде разрушений – это сакрализировать травму. Это как в Ковентри стоит разрешенный немецкими бомбардировками собор. И занять людей надо восстановлением. И еще были рекомендации по изменению поведения наших солдат, чтобы было уважение к традициям».

Долго исследователи всего мира пытались ответить на вопрос, какие страны больше склонны к этнополитическим конфликтам: моноэтничные или полиэтничные? Стоит сказать, что само по себе этническое и культурное многообразие на планете и в конкретных государствах не является проблемой с научной точки зрения. Многие страны, где живут разные народы, вполне могут избежать противостояний из-за культурных различий, но только при условии разумного управления. По результатам исследований, именно в грамотном руководстве такой страной можно видеть залог мира и согласия в обществе.

В заключении лектор отметил важную мысль о возможности избежать столь разрушительных противостояний между людьми: «Моя точка зрения: конфликты начинаются в голове, в голове они и должны закончиться».

После лекции Валерий Александрович ответил на многочисленные вопросы, которые конкретизировали тему, помогли лучше понять значимость своевременных и научно обоснованных решений.

Академические чтения продолжаются. Следите за объявлениями о новых лекциях.


Количество показов: 179

Возврат к списку


Добавить комментарий