В НИЯУ МИФИ прошли студенческие научные конференции по гуманитарным наукам

13
май
2019

В НИЯУ МИФИ стало уже традицией осенью и весной проводить студенческие научные конференции по гуманитарным наукам. В апреле 2019 года состоялась конференция «Современный мир и гуманитарные знания». В работе конференции приняли участие студенты академических групп Б18-211, Б18-402, Б18-403, Б18-801, С18-201, С18-502, С18-503, С18-512, С18-701, С18-711, С18-761. В работе конференции участвовали и иностранные студенты, обучающиеся в названных группах, поэтому конференцию можно назвать международной. Студенты-иностранцы представляли такие страны как Монголия, Белоруссия, Кыргызстан, Узбекистан, Казахстан и др. В работе конференции также участвовали студенты старших курсов – члены студенческого Парламентского клуба НИЯУ МИФИ.

Во вступительном слове модераторы конференции доцент В.Ф. Горохов и профессор В.А. Македонская подчеркнули, что в нашем университете гуманитарная подготовка носит целостный системный характер. Она включает учебные лекции и практические занятия, академические чтения, посещения музеев и мероприятий общественно-политического характера, встречи с политиками и деятелями отечественной и зарубежной культуры, проведение конкурсов студенческих научных работ и ряд других составляющих. Актуальность научно-исследовательской работы студентов весьма значительна: НИЯУ МИФИ является исследовательским университетом, и многие из сидящих в аудитории студентов вскоре станут профессионально заниматься научной работой.

Цель нынешней конференции — поделиться гуманитарными знаниями и обменяться опытом в гуманитарной сфере, познакомиться с национальными культурами и достижениями стран обучающихся в НИЯУ МИФИ зарубежных студентов.

С интересными и весьма содержательными докладами выступили участники конференции.

Студент группы С18-502 Роман Калугер представил доклад «Человек и вселенная. К вопросу о неклассических концепциях устройства вселенной и месте в ней человека». Как отметил докладчик, в курсе гуманитаристики отдельное место отводится проблеме возникновения и эволюции человека. О классической теории происхождения человека — теории эволюции, основу которой заложил Дарвин и которая на данный момент преобладает в мировом научном сообществе, сказано многое. В этом докладе были упомянуты другие, не столь популярные гипотезы, и дана возможность ознакомиться с альтернативными точками зрения и расширить исследовательский кругозор по проблеме человека. Доклад Р. Калугера с большим интересом был воспринят слушателями.

Студентка группы С18-502 Екатерина Созыкина представила доклад на тему «Современный мир. Противоречия и конфликты». С её точки зрения, человек – существо конфликтное. Человеческие конфликты стары, как мир. Они были всегда, и, по всей вероятности, не исчезнут и в будущем. Противоречия, лежащие в основе конфликтов, обладают целым рядом позитивных функций: привлекают внимание к проблеме, заставляют искать выходы из сложившейся ситуации, предупреждают стагнацию – и тем самым способствуют интенсивному развитию. Другое дело, в какой форме их разрешать – через диалог и поиск взаимоприемлемых решений или вооруженное противостояние.

Данная тема нашла развитие и в докладе Евгении Потаповой (гр. Б18-801), сосредоточившейся на международных конфликтах. Она считает, что современное человечество представляет собой сложный конгломерат политических, экономических, этнических, конфессиональных, языковых пространств. Все международные конфликты предположительно можно разделить на четыре категории: геополитические, геоэкономические, межцивилизационные и противостояние Севера и Юга.

Студенты из республики Беларусь Валентин Романовский и Константин Исаченко (гр. С18-761) свой доклад посвятили месту России в современном мире.

Дмитрий Редькин (студент гр. С18-502) выступил с докладом «Россия на перепутье». Он дал подробный анализ ситуации в различных регионах мира и политике России по отношению к различным государствам. Докладчик сделал вывод о том, что в своей внешней политике Россия должна наращивать экономическое сотрудничество, а также сохранять безопасность и баланс сил. РФ важно добиться прекращения конфронтации на юго-востоке Украины и последующей отмены западных санкций для восстановления торговых связей и участия в совместных инвестиционных проектах

Далее выступила студентка из Монголии Уянга Бямбадорж (гр. Б18-801). Тема её доклада — «Современная Монголия. Страна, культура, люди». Она ознакомила присутствующих с положением дел в монгольской экономике, науке, образовании, литературе, музыке, театральной жизни, спорте. Интересной была её информация о национальной одежде, национальных блюдах, играх, о монгольской кириллице.

Значительный интерес вызвал доклад Дмитрия Кузьминова (гр. Б18-211) «Современные технологии. Что и кто доминирует в этой сфере?» С точки зрения докладчика, технологическими лидерами в современном мире являются США, Южная Корея, Япония, Израиль, Германия, Финляндия, Великобритания, Сингапур. Существенных успехов в последние годы добился Китай. Похоже, мир стоит накануне новой технологической революции, связанной с использованием искусственного интеллекта.

Большой интерес участников конференции вызвал доклад студента группы С18-502 Арсена Сергеева «Аниме как специфическая субкультура». Он отметил, что термин «аниме» включает в себя такие понятия как манга, йонкома (японские типы комиксов), манхва (корейский формат комиксов), лайтновеллы (рассказы), арты (рисунки в стиле аниме) и тому подобное.

Тема «Образование и наука XXI века» была освещена студенткой гр. Б18-211 Натальей Сычёвой. Она подчеркнула, что в последние десятилетия роль образования и науки в человеческой жизни выросла многократно. Учитывая поистине поразительные темпы развития отдельных государств, эти позиции будут только укрепляться, а интеллектуальный потенциал продолжит свой подъём как ключевой критерий профессионального успеха отдельного человека, развития общества и человечества в целом. Все докладчики конференции «Современный мир и гуманитарные знания» были награждены подарками Студенческого парламентского клуба НИЯУ МИФИ. Подарки также получили докладчики двух предыдущих конференций, посвящённых 100-летию российского комсомола и 25-летию принятия Конституции Российской Федерации, которые проводились Центром гуманитарных исследований и технологий, культурно-историческим центром «Наше наследие» и Студенческим парламентским клубом.

Также прошла ещё одна студенческая конференция по гуманитарной проблематике, участие в которой приняли студенты четвёртого курса (группа С15-403). Тема конференции — «Современная культура». С докладами выступили:

1. Анастасия Герасёва. Она сосредоточилась на теме «Глобализация культуры и её последствия». Анастасия обратила внимание на положительные и отрицательные последствия глобализации. Причём положительных последствий с её точки зрения гораздо больше, нежели отрицательных. К ним она отнесла формирование представлений о взаимосвязанном мире, где существование различных народов и культур является возможным только тогда, когда они в качестве императива принимают принцип культурного плюрализма. Глобализация явно увеличивает плотность «информационного потока», даёт шанс различным культурам вырваться за пределы собственной этнической или национальной ограниченности, обрести динамику собственного развития. Глобализация вызывает перемены во всех сферах общественного развития.

2. Особое внимание уделено вопросу о роли и месте образования в современной культуре. По этой теме сделал доклад Дмитрий Хребтов. Докладчик отметил, что в последнее время сложилось утилитарное отношение к образованию как к специфической отрасли, готовящей специалистов в зависимости от потребностей экономики. Культурная роль образования как механизма формирования и трансляции целостного научного мировоззрения была утеряна и заменена трансляцией вырванного из контекста культуры конкретного знания. Современный мир быстро меняется. Он требует формирование иного человека, с новым менталитетом – менталитетом информационного общества. Это, в свою очередь, ведёт к формированию новой, высокоразвитой культуры.

3. Вопросы толерантности и политкорректности в современной культуре затронул в своём докладе Степан Соколов. Толерантность, с точки зрения докладчика, является качеством характеризующим отношение к другому человеку как к равнодостойной личности. Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другими, признание и уважение их прав на отличие, на «самость». Отличными могут быть внешность, вкусы, манера речи, образ жизни, поведение, убеждения и многое другое. Общество должно бороться с предубеждениями, предрассудками, дискриминацией, ксенофобией, экстремизмом, национализмом. Степан обратил внимание на особенности политической, межнациональной, расовой, религиозной, гендерной, возрастной, образовательной, географической, межклассовой и физиологической толерантности. В докладе были детально рассмотрены и вопросы политкорректности.

4. Ярослав Цырлин свой доклад посвятил теме «Мультикультурализм: успехи и неудачи». Он сделал обстоятельный анализ самого понятия «мультикультурализм», особо подчеркнув, что в самом широком смысле, а также на идеологическом уровне мультикультурализм является признанием разнообразия и равноценности культур, признание многокультурности того или иного общества. В каком-то смысле он отражает чувство вины за уничтоженные колонизаторами коренные народы. Одновременно это и политическая доктрина, и вытекающая из неё политика действий правящих кругов. Докладчик проанализировал сложности, успехи и неудачи политики мультикультурализма в различных странах.

5. По теме «Мораль в современном мире» выступил Тимур Азизов. Докладчик отметил, что общественные моральные принципы оказывают влияние не только на процесс социализации личности в раннем возрасте, но и доминируют в течение всей человеческой жизни. Мораль определяется общественным укладом и событиями мирового характера. Значительное влияние на мораль оказывают мировоззрение и экономика. Современная мораль требует от человека развиваться и добиваться успеха ценой собственных усилий.

Студенческие научные конференции способствовали активной социализации и инкультурации студентов (особенно иностранных) к нашей вузовской жизни. В общей сложности в работе конференций приняло участие около 300 студентов.

77