Владимир Шевченко: «Мы должны предлагать сетевые образовательные программы высочайшего качества»

18
января
2022

Ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко рассказал о перспективах и проблемах сотрудничества с зарубежными университетами в рамках совместных сетевых программ в своем выступлении 14 января на Гайдаровском форуме на сессии, посвящённой Российско-Французскому университету.

В последние годы мы видим общую тенденцию: от специалитета, который длится 5-6 лет, вузы перешли к схеме «4+2» – бакалавриат и магистратура. Сейчас мы обсуждаем превращение бакалавриата в схему «2+2». На каждом переходе есть развилка, когда студент может выбрать другое направление подготовки, в том числе, другой университет.

При этом меняется структура конкуренции между университетами. Теперь это не столько конкуренция за абитуриента, который попал в вуз и дальше движется по заданной траектории шесть лет, сколько конкуренция отдельных образовательных программ и даже отдельных профессоров в университете. И, на мой взгляд, здесь есть два важнейших вопроса.

Первый вопрос: как помочь студенту вести навигацию в этом сложнейшем пространстве образовательных, а, фактически, жизненных траекторий? Когда мы говорим, что студент может выбирать и это хорошо, мы часто забываем о том, что выбор-то у студента есть, а вот достаточного инструментария, чтобы сделать его оптимальным образом, нет. И каков вообще критерий оптимальности этого выбора? Должны ли мы ориентироваться на конечную точку, заданную интересами будущего работодателя, или на какие-то сегодняшние интересы этого студента? Это очень сложная проблема.

Я убежден, что роль образовательного консалтинга, тьюторов, разработки индивидуальных психологических профилей и траекторий развития будет только расти по мере развития сетевых университетов.

Второй вопрос связан с языком. Место латыни в современных университетах занял английский язык, поэтому все неанглоязычные университеты, в том числе, российские и французские, имеют существенный «языковой гандикап». Можно ожидать, что со временем системы искусственного интеллекта освоят синхронный перевод на таком уровне, что языковая проблема в значительной степени отпадет. Это, наверное, в более отдалённой перспективе также сильно повлияет на мировой образовательный ландшафт.

Сейчас у нас, как у опорного вуза Госкорпорации «Росатом», ориентированного, в том числе, на студентов стран присутствия госкорпорации, есть сетевые программы ядерного образования со странами Африки, Юго-Восточной Азии и другими. Существенная часть нашей образовательной деятельности связана с общей языковой подготовкой студентов из этих стран, наряду с ликвидацией каких-то пробелов из школьного образования.

НИЯУ МИФИ лидирует среди российских университетов по участию в международных научных коллаборациях, их более 40. Мы работаем на крупнейших установках, в том числе, в CERN, в ITER, на источнике синхротронного излучения ESRF, и в других центрах. Сейчас в России на разных стадиях также находится ряд крупных научных установок, и я очень надеюсь, что на них мы будем активно сотрудничать с исследовательскими группами зарубежных, в том числе, французских, университетов.

У нас в НИЯУ МИФИ 148 образовательных программ магистратуры, из них 33 сетевых, это более 20%. Мы включены в такие международные сети ядерного образования как STAR-NET, патронируемую МАГАТЭ, и ряд других. В рамках Российско-Французского университета я хотел бы обратить внимание на новую совместную программу по физике плазмы и термоядерного синтеза, которую мы запускаем в этом году совместно с университетом Экс-Марсель.

Я считаю, что сегодня крайне важно сосредоточиться на качестве этих программ. В условиях информационного изобилия мы должны предлагать продукт высочайшего качества в смысле его научного, методического и учебного содержания. Для этого мы должны воспользоваться нашими уникальными преимуществами, проистекающими из очень больших заделов в области ядерных технологий в нашей стране. Мы готовы преподавать ряд дисциплин на таком уровне качества, который пока не достигнут в университетах, стоящих гораздо выше нас в международных рейтингах.

452