Исследователи НИЯУ МИФИ предсказали свойства новых 2D-материалов – борнитранов

октября
2022

Борнитраны – ковалентно связанные нанопленки – могут стать незаменимыми в оптоэлектронике и космической электронике. Ученые НИЯУ МИФИ в составе научной группы высказали предположение, что их можно получить под давлением из 2D-нитрида бора.

Новые материалы могут понадобиться для создания устойчивой к радиации электроники для космических аппаратов

2D-нитрид бора – второй по известности двумерный материал после графена. Это структурный аналог графена, но состоит он не из углерода, а из его ближайших соседей по таблице Менделеева – бора и азота. Название «борнитраны» создано по аналогии с диаманами – алмазными «пленками» нанометровой толщины, предсказанными российским ученым Леонидом Чернозатонским в 2009 году и синтезированными в 2019-м. Работа группы ученых, поддержанная программой «Приоритет-2030», была опубликована в высокорейтинговом научном журнале Applied Surface Science.

«Особенно интересны «муаровые» борнитраны, в которых слои повернуты друг относительно друга на угол, близкий к 30 градусам,рассказывает соавтор работы, профессор кафедры физики конденсированных сред Института нанотехнологий в электронике, спинтронике и фотонике Константин Катин.Из-за этого угла связи между слоями не могут быть одинаковыми по длине, как это имеет место в подавляющем большинстве кристаллов. В результате образуется множество напряженных межслоевых связей, длины которых отклоняются от равновесного значения, и энергии электронов в материале концентрируются вблизи нескольких значений, что увеличивает вероятность их резонансного возбуждения светом. Это делает материал полезным для оптоэлектронных устройств, основанных на нелинейных резонансных эффектах».

Подробнее об открытии читайте в материале ТАСС.