«Интегрирование встречается и здесь, и там». Интервью с победителем конкурса "Интегрируй"

12
май
2023

В апреле в НИЯУ МИФИ прошел IV открытый конкурс по быстрому интегрированию «Интегрируй», участникам которого – студентам различных московских вузов было предложено брать интегралы на время. Первое место занял студент 1 курса Физтех-школы физики и исследований им. Ландау МФТИ (ЛФИ МФТИ) Александр Третьяков. Мы побеседовали с победителем о его отношениях с математикой вообще, и с интегральным исчислением – в особенности.

- Александр, почему вы полюбили математику? Как в вашей жизни появилась любовь к ней?

- Она появилась немного раньше, чем у всех, мне, например, нравилось, когда мы с бабушкой ехали в поезде, и она мне называла, условно, два трехзначных числа и я их пытался перемножить в уме. Это могло занять полчаса, я просто лежал на полке, думал и считал, мне это безумно нравилось, не знаю почему. В этом, наверное, сыграла роль какая-то эстетическая составляющая.

- А почему вы выбрали МФТИ для поступления?

- Я был на дне открытых дверей, там рассказывали про все направления, и я понял, что мне в МФТИ нравится больше всего. Потому что там и хорошая математическая база, и физика и даже программирование есть немного. К тому же, много одноклассников тоже пошли сюда, я думал, что вместе будет веселее.

- Как вы видите внутри математики этот раздел «Интегральное исчисление»? Этот раздел самый интересный, самый простой, самый сложный – вообще, самый какой? Что о нем можно сказать?

- Лично я начал этим заниматься с 9 класса, потому что на тот момент мне казалось, что это одна из самых простых тем, освоив которую я смог бы сказать, что стал хорошим математиком. Тогда я так думал – и просто начал этим заниматься. Там все довольно четко, если ты владеешь некоторыми методами, некоторыми техниками, то по сути о любом интеграле, который ты видишь, можешь сказать, как к нему подойти, как его взять – хотя бы на идейном уровне. Мне до сих пор это просто эстетически нравится.  Иногда балуюсь.


Александр Третьяков

- В МФТИ вы собираетесь овладеть какой профессией?

- У нас специализация начинается с третьего семестра. Я сейчас склоняюсь к чистой математике.

- Чтобы стать кем?

- Я еще не решил. Сначала мне была ближе теоретическая физика. Потом я стал писать «олимпиадки» по астрономии, и мне стала ближе какая-нибудь теоретическая астрофизика. Потому что общая физика, по моим ощущения с первого и второго семестра, у меня не очень получается, не очень заходит, и я делаю акцент как раз-таки на математику. Не знаю  куда поведет дальше жизнь. Но в любом случае это будет хороший опыт и хорошие знания.

- Как вы думаете, в том направлении, к которому вы сейчас склоняетесь, интегрирование большое значение имеет?  

- Значение интегрирования сложно переоценить, потому что оно сейчас встречается и здесь, и там, и везде. По сути те задачи, которые мы решаем – и в физике, в частности, – сводятся к тому, что мы знаем что-то на каких-то малых масштабах, а, чтобы получить представление о том, что происходит в принципе, нужно что-то интегрировать, будь то уравнение движения или что-то еще.

- Как вы готовились к конкурсу «Интегрируй»?

- Если честно, я почти никак не готовился. Я посмотрел буквально два видео MIT Integration Bee, может какие-то методы и усвоил, а так я этим просто занимался ради собственного удовольствия на протяжении трех последних лет.  

- По вашему ощущению, что в интегрировании что самое сложное?

- Конкретно в конкурсе самым сложным было уложиться в установленное время. В полуфинале и в финале было по пять интегралов и на каждый давалось по три минуты. Некоторые интегралы за такое время просто не взять, особенно если не знать много «фокусов», представлений специальных функций и так далее.

- Кроме интегрирования – какие у вас сейчас «любимые» разделы в математике»? Чем вам сейчас нравится заниматься?

- Мне очень нравятся находить ряды и бесконечные произведения. Я этим еще в 11 классе начал заниматься, вот тогда я и познакомился как раз со специальными функциями, которые, отчасти, помогли мне выиграть этот конкурс по интегрированию. Казалось бы сумма – самое просто действие, которым мы овладеваем в первом классе и стыдно наверное уже в 11 классе не знать как суммировать.  Пусть это бесконечная сумма – но все равно! И я начал смотреть, заниматься. На самом деле, набор функций, которые мы можем просуммировать и получить конкретное значение очень ограничен, но все-таки хочется уметь это делать, вот поэтому я этим и увлекся.

- Как вы думаете, вы в будущем году на этот конкурс пойдете?

- Обязательно, и всех друзей позову.

- Спасибо вам больше и желаю вам успехов.

 

Посмотреть видеосюжет о том. как проходил конкурс «Интегрируй» можно здесь.

 

 

 

 

181