К юбилею НИЯУ МИФИ. Боеприпасы от ВХУТЕМАСа 

22
ноября
2023

Завершается юбилейный год - год 80-летия  НИЯУ МИФИ. Накануне 81-го дня рождения нашего университета мы решили поделиться  некоторыми интересными фактами из истории старого здания МИФИ, находившегося по адресу ул. Кирова, 21 (ныне ул. Мясницкая). Наш вуз начинался в совершенно необыкновенном месте.

Дом Юшкова виден справа, за церковью Фрола и Лавра у Мясницких ворот. Рисунок с литографии 1840-х гг.

 

Дом Юшкова

Дом на Мясницкой был построен в 1780-1790-х для генерал-поручика Ивана Ивановича Юшкова по проекту выдающегося русского архитектора Василия Ивановича Баженова – создателя Михайловского замка в Санкт-Петербурге, дворца в Павловске, дома Пашкова и Царицынского дворца в Москве и многих других известных сооружений. Дом как бы «открывал» улицу – недаром в литературе можно встретить такое его название: «патриарх Мясницкой». Здание прекрасно вписывалось в перспективу, поскольку в основе его силуэта лежит плавно изгибающаяся линия: соединив угловой полуротондой одинаковые по высоте корпуса (один находился в Юшковом переулке, ныне Фролов пер., а второй – на Мясницкой), Баженов использовал широко распространенный прием русского классицизма. Особенность почерка архитектора – рустованный низ: цокольный этаж обработан продольным рустом, особой рельефной кладкой, создававшей за счет игры светотени впечатление мощности, массивности здания. 

Василий Иванович Баженов (1737-1799) – русский архитектор, творивший в стиле классицизма, и в то же время ставший зачинателем русской псевдоготики. Вице-президент Академии художеств.

 

Генерал-поручик Юшков был человеком очень богатым, жил на широкую ногу, и в конце XVIII века его дом стал популярным великосветским салоном – здесь бывали книгоиздатель Н.И. Новиков, поэт М.М. Херасков, писатель и историк Н.М. Карамзин и сам В.И. Баженов. Великолепный мрамор, множество красивых и торжественных лестниц, коллонады, канделябры с хрустальными подвесками, лепные потолки и цветные арабески, и, наконец, круглый зал, расположенный внутри полуротонды на втором этаже и поражавший обилием купольного света – всё здесь удивляло, а каждый поворот открывал перед посетителем новую точку обзора, новый ракурс.

Пожар 1812 года обошел строение Баженова, не повредил его и огонь в 1816 году, когда горели соседние здания. В 1828 году дом перешел к сыну генерал-поручика – тайному советнику Петру Юшкову. Финансовое положение нового хозяина было ужасным – его одолевали кредиторы, на уплату огромных долгов уходило всё состояние. Продать или заложить дом Иван Юшков не решился, зато охотно сдавал внаем все пригодные в нем помещения. В 1838 году одну из квартир в доме сняло для нужд рисовального класса Московское художественное общество – и вот тут начинается новая глава в жизни в «Дома Юшкова».

Московское училище живописи, ваяния и зодчества

В свое время Баженов мечтал о специальном учебном заведении (и даже подготовил его проект!), куда «бедных и неимущих родителей дети могут приходить и обучаться без всякой платы, лишь бы только имели они нужны способности». Московское художественное общество объединяло живописцев, скульпторов, литераторов, знатоков и ценителей искусства, меценатов – и по установленным правилам каждый член общества должен был платить ежегодный взнос в размере 250 рублей, что давало ему право прислать в натурный класс для обучения двух учеников любого происхождения и гражданского состояния, в том числе и из крепостных.

В 1844 году Московское художественное общество приобрело уже всё здание вместе с прилегающим к нему участком и подсобными постройками за 35 тысяч рублей серебром – и рисовальный класс превратился в крупную школу живописи. Руководили Московской школой художеств тогда М.Ф. Орлов, А.Д. Чертков, Ф.Я. Скарятин, Е.И. Маковский. Среди знаменитых преподавателей, всегда читавших здесь лекции на общественных началах, был и Василий Осипович Ключевский – он вел в училище курс лекций по истории.

Л. О. Пастернак. Портрет историка В. О. Ключевского, читающего лекцию в УЖВЗ.

 

Особо одаренные студенты, вечно бедствовавшие, были освобождены от платы за обучение – в их числе были и братья Левитаны: старший стал талантливым жанристом, а младший впоследствии прославил русский пейзаж на весь мир. Его учителями были преподававшие здесь лучшие русские живописцы Перов, Саврасов, Поленов. Василий Григорьевич Перов, вспоминая свои годы учения вместе детьми военных, купцов, мелких чиновников, священников, мещан, дворовых, государственных и крепостных крестьян, писал об училище в 1881 году: «Все мы сходились, съезжались не только из разных углов и закоулков Москвы, но, можно сказать без всякого преувеличения, со всех концов великой и разноплеменной России… Ни к кому больше не шел так стих Пушкина, как к нам, тогдашним (Перов поступил в училище в 1853 году – ред.) ученикам: «Какая смесь одежд и лиц, племен, наречий, состояний…». С первых дней существования училища здесь царил дух товарищества и подлинно творческая атмосфера.

Н. Подключников. Живописная мастерская в Московском училище живописи и ваяния.

 

В 1865 году с присоединением Московской архитектурной школы учебное заведение стало называться Училищем живописи, ваяния и зодчества. К концу XIX века училище фактически имело статус вуза, а в 1905 году последовало подтверждение этому – ему были предоставлены права высшего учебного заведения с полной самостоятельностью по учебной части. Ведущим классом училища был натурный, в нем преподавали В.Г. Перов, И.М. Прянишников – среди их учеников А. Архипов, А. Рябушкин, С. Коровин. Пейзажный класс вел академик живописи А.К. Саврасов, а позже П.Д. Поленов, А. М. Васнецов. Из этого класса вышли великие пейзажисты – Константин Коровин и Исаак Левитан.

Среди учеников училища был Николай Чехов, брат писателя – поэтому сам Антон Павлович был в училище своим человеком. Неоднократно навещал училище и Лев Толстой, который много спорил там об искусстве с Прянишниковым и Перовым – с последним писателя связывали дружеские отношения, он много заботился о Перове во время болезни и очень горевал, когда художника не стало – а было Перову всего лишь 49 лет….

Алексей Кондратьевич Саврасов, создавший понятие русского лирического пейзажа, тоже прожил трагическую жизнь и умер в нищете и ослепшим. Снимок сделан незадолго до смерти художника.

 

По мере того, как училище расширялось, изменялся и его облик. В конце века к дому Юшкова было пристроено четырехэтажное учебное здание по Боброву переулку, во дворе был построен выставочный зал, застекленную крышу которого спроектировал знаменитый русский инженер и архитектор В.Г. Шухов (автор первой телевизионной башни в Москве). На выставках бывали и отбирали картины в свои собрания крупнейшие московские коллекционеры – Третьяков, Боткин, Брокар, Мориц, Солдатенков.

Московское училище живописи, ваяния и зодчества, фото конца ХIХ века

 

Новый век, первая русская революция 1904-1905 годов, и среди студентов училища, часто живших впроголодь – множество участников уличных беспорядков. Напротив училища находился стратегически важный объект – Императорский почтамт, и когда его рабочие и служащие объявили забастовку, училище оказалось в эпицентре революционных событий. Студенты-художники быстро организовали столовую и лазарет для жертв полицейского террора. Революционная молодежь училища собиралась в мастерской выпускника скульптурного класса С.Т. Коненкова на Арбате, а на чердаке над мастерской был целый склад оружия. Профессура и студенчество училища участвовали в массовых похоронах Н.Э. Баумана, а Поленов и Серов направили в Совет Академии художеств протест против расстрела рабочих 9 января. Революция сменилась реакцией, но демократические традиции училища не исчезли: Владимир Маяковский поступил в училище в 1911 году – это было единственное место, где его приняли без свидетельства о благонадежности… В такой атмосфере зрело здесь новое большое явление в художественной жизни страны – ВХУТЕМАС.

Студенты II курса МУЖВЗ, 1914.

 

Эпоха ВХУТЕМАСа

После революционных событий 1917 года училище живописи ваяния и зодчества было переименовано в Первые государственные художественные мастерские (Вторые были открыты на базе Строгановского училища). Руководителями мастерских стали художники новых, авангардных направлений – П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, И.И. Машков, П.В. Кузнецов (все они входили в группу «Бубновый валет», пользовавшуюся в 1910-1916 гг. шумной известностью), а также К.С. Малевич и В.В. Кандинский, ставшие основоположниками абстрактного искусства. В конце 1920 года Первая и Вторая мастерские были объединены во ВХУТЕМАС – Высшие художественные мастерские, декрет об образовании которых подписал В.И. Ленин. Выпускник ВХУТЕМАСа А.А. Дейнека вспоминал так об этом времени: «Наши мастерские наполняла молодежь в полувоенной форме, съехавшаяся с фронтов, пришедшая во ВХУТЕМАС прямо из теплушек. Это были люди без художественных традиций, настроенные против академической и старой живописи. Народ бывалый, современный по складу мышления и жадно тянувшийся к учебе». Стипендию им не платили, зато выдавали продукты.  Студенчество образовывало коммуны – так легче было организовывать быт и учебу.

А. Дейнека. Автопортрет. 1948.

 

Одну из таких коммун (первую, в квартире № 82) 25 февраля 1921 года посетили В.И. Ленин и Н.К. Крупская – они приехали навестить дочь Инессы Арманд, учившуюся здесь. Никто не ожидал их визита поздним зимним вечером, но молодежь сбежалась в эту квартиру мгновенно. Из угощения смогли найти только морковный чай, жидкую кашу и хлеб. «В комнату, где был Ленин, было не пройти, – вспоминает Дейнека, – не протолкался в нее и я, но разговор тут же передавался друг через друга в соседние коридоры». Студенты рассказывали Ленину о своем участии в общегородских субботниках, в очистке железнодорожных путей от снега, в оформлении района агитационными плакатами, а Ленин расспрашивал их об учебе и посмеивался над их неприятием Пушкина, Некрасова, оперы и реалистической живописи. Особенно его рассмешило заявление, что «Большой театр – это театр для помещиков». Он взял с них слово посмотреть там «Евгения Онегина», а студенты в свою очередь попросили Ленина побывать на «Мистерии–буфф» Маяковского. На фасаде здания до конца 1990-х годов в честь визита Ленина висела мемориальная доска.

Во ВХУТЕМАСЕ было устроено два отделения: художественное (живописный, скульптурный и архитектурный факультеты) и производственное (полиграфический, текстильный, керамический и другие факультеты). Благодаря своему прикладному характеру ВХУТЕМАС стал первой советской школой промышленного дизайна – помимо живописцев, скульпторов и архитекторов здесь готовили графиков, художников театра и кино, фотографов, декораторов. А преподавали им А.А. Веснин, В.А. Фаворский, В.Е. Татлин, А.М. Родченко. Преподавал тут, как ни странно, и П.А. Флоренский – читал вхутемасовцам историю Средневековья. С будущими художниками по тканям занималась здесь Л.В. Маяковская, сестра первого поэта революции – новая пластика геометрического орнамента на темы освобожденного труда получила в текстиле широкое распространение в 1920-30-е гг.

Пример агитационного рисунка на ткани 1920-30-х гг.

 

В одном из флигелей был устроен свой клуб имени Поля Сезанна – здесь кипели бесконечные споры о старом и новом искусстве, а в числе «спорщиков» перебывали А. Луначарский, В. Шкловский, А. Безыменский, И. Уткин, А. Жаров, В. Хлебников, Н. Асеев, Б. Пастернак. Несколько раз в клуб приезжал С. Есенин. Кумиром вхутемасовцев был, конечно, Владимир Маяковский. Когда на Мясницкой показывалась его мощная фигура, с балкона ВХУТЕМАСа обязательно начинали скандировать: «Левой! Левой! Левой!».

ММИБ – ММИ – МИФИ

Двадцатые годы ХХ века характеризовались напряженной международной обстановкой и, естественно, судьба нового социалистического отечества волновала и вхутемасовцев: в вестибюле училища, на самом видном месте, висели транспоранты: «Крепить военную мощь Красной Армии – это боевая задача нашей страны, святая обязанность всех рабочих и колхозников!» и «Превратим наш вуз в крепость обороны!». Эти слова оказались пророческими – в суровые дни зимы 1942 года здание по адресу Кирова, 21 будет выделено под Московский механический институт боеприпасов.

Московский механический институт боеприпасов – новый хозяин Дома Юшкова

 

К этому времени ВХУТЕМАС, преобразованный в 1926 году во ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт), уже покинул Дом Юшкова, и его выпускники воевали на фронтах Великой Отечественной, как в рядах вооруженных сил, так и «к штыку приравняв перо»: знаменитые карикатуристы КУКРЫНИКСЫ – Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов – за время войны нарисовали сотни листовок и плакатов, и стали впоследствии классиками политической карикатуры.

Один из самых знаменитых плакатов Кукрыниксов

 

Московский механический институт боеприпасов (с 1945 года – Московский механический институт) готовил инженеров-физиков и инженеров механиков и имел тогда четыре факультета: инженерно-физический, приборостроения, физико-механический и механико-технологический. Позже, в 1953 году вуз был переименован в Московский инженерно-физический институт (МИФИ). В 1962 году для МИФИ было построено новое здание на Каширском шоссе, и практически весь вуз переехал туда, за исключением Мюонной лаборатории, которая размещалась на первом этаже Дома Юшкова до 1987 года. Вход в нее был прямо с угла, позже эти двери заложили. Об истории переезда МИФИ на новое место можно подробнее прочитать здесь. А в нашем здании на Кирова поселились в начале 1960-х годов Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт по отраслевым и автоматизированным системам управления (ВНИПИ ОАСУ) и Центральный научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований по материально-техническому снабжению Госснаба СССР (ЦНИИТЭИМС). К концу же 1990-х годов здесь размещалось множество контор и офисов, и здание, оставшееся без единого хозяина, начало разрушаться.

Академия Глазунова

По инициативе народного художника СССР Ильи Глазунова постановлением Правительства здание было передано Российской академии живописи, ваяния и зодчества, основанной художником в 1987 году. Первый прием состоялся в 1990-м году, но состояние помещений было так ужасно, что заниматься было совершенно невозможно, и студенты первого набора вынуждено кочевали по другим адресам. Реставрация и реконструкция здания завершились в 2002 году. Неперестроенными остались только большая и малая ротонды, колонный зал. Сохранились и были отреставрированы два баженовских барельефа.

      

Фото Колонного зала Академии Глазунова до и после реставрации.

 

Большая ротонда, сейчас здесь размещается актовый зал, проходят выставки.

 

Вестибюль Академии Глазунова.

 

В Академии придерживаются традиций европейской и русской школы высокого реализма – художественный вуз возрождает понятие «школы», утраченное, по словам его основателя, «большинством академий мира под натиском авангардизма и вседозволенности самовыражения». Между тем, именно «школа» всегда определяла уровень высокого профессионального мастерства и критерии подлинного искусства. Как и подлинной науки. Приятно знать, что здание с великой историей, частью которой стал и наш МИФИ, теперь выглядит достойно.

 

 

 

266