
В МИФИ прошло заседание Экспертного совета Госдумы РФ
4 марта в НИЯУ МИФИ состоялось заседание Экспертного Совета при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию по вопросам дополнительного профессионального образования, переподготовки и непрерывного образования. Темой заседания была «Передовые инженерные школы: барьеры и возможности для выхода на технологическое лидерство».
В конференц-зале главного корпуса университета собрались представители государственной власти и бизнеса, руководители вузов и EdTech-компаний, успевшие перед заседанием побывать на экскурсии в исследовательских лабораториях МИФИ.
Открыл заседание ректор НИЯУ МИФИ Владимир Шевченко. Поприветствовав участников дискуссии и отметив боевой настрой тех, кто на экскурсии зарядился «чистой ядерной энергией», он представил презентацию, посвященную Федеральному проекту «Передовые инженерные школы». Согласно представленным ректором данным, в 2024 году, в России функционируют пятьдесят ПИШ. Первые тридцать были отобраны в 2022 году, а на втором этапе отбора в 2023 году, на участие в проекте было подано 73 заявки из 32 регионов и 36 городов страны. По итогам одобрено еще 20 школ.
«От студентов, которые получают сегодня инженерное образование, зависит будущее техносферы нашей страны. «Передовые инженерные школы» – флагманский проект, но он наследует великие традиции инженерного образования, сложившиеся еще в дореволюционной России и в Советском Союзе», – заявил Владимир Шевченко.
Ректор МИФИ также рассказал о работе Методического центра «Передовые инженерные школы», разработке методических рекомендаций по внедрению лучших практик ПИШ в другие технические вузы, проведении ежегодных мероприятий с представителями университетов-участников проекта и индустриальных партнеров, изучении и систематизации опыта подготовки элитных инженерных кадров.
Владимира Шевченко горячо поддержала первый заместитель Председателя Комитета по науке и высшему образованию Государственной Думы РФ, куратор Экспертного совета Ксения Горячева, добавив, что в университетах необходимо создавать практики для мыслящих людей, а путь современного инженера немыслим без преемственности.
Руководитель Методического центра «Передовые инженерные школы» НИЯУ МИФИ, заместитель директора ИЯФиТ, профессор Георгий Тихомиров сделал доклад о роли практики в образовательном процессе и об опыте стажировок в рамках международного сотрудничества. Ученый не сомневается, что развитие системы и культуры стажировок будет способствовать «перезапуску инженерного образования», поможет студентам «стать более вовлеченными в освоение профессии и не угасать во время учебы».
В выступлениях участников совета сквозила одна и та же мысль: необходимость новых инструментов интеграции образования и практики. Заместитель директора департамента развития технологического предпринимательства и трансфера технологий Минобрнауки РФ Виктория Маковеева рассказала о роли студенческих стартапов в развитии передовых инженерных школ. Сопредседатель Экспертного совета, заместитель директора Института образования НИУ ВШЭ Илья Коршунов предложил внедрять механизмы и мероприятия для интеграции деятельности передовой инженерной школы и вуза в целом, а также заняться развитием предпринимательских навыков научно-педагогических работников. Директор департамента по работе с образовательными организациями Российского общества «Знание» Альбина Бикбулатова поделилась опытом внедрения новых форматов диалога с вузами. Ректор Академии ФНС России Иван Ефремов привел примеры удачной реализации программ дополнительного профессионального образования. Глава «Социоцентра», выпускник МИФИ Константин Богоносов подробно остановился на проблемах демографии, заметив, что, если демографическая ситуация не улучшится, количество талантливых выпускников университетов будет падать.
Итог дискуссии подвела заместитель главы Минобрнауки России Ольга Петрова:
«Барьеры существуют только в головах. Наша сегодняшняя дискуссия позволяет сделать вывод, что система готова и возможностей гораздо больше, чем барьеров. Перестройка ПИШ – ответ на запрос времени, а дополнительное образование является тем инструментом, который позволяет быстро отвечать на многие вызовы.
Следующее заседание Экспертного совета, по словам научного руководителя экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгения Сженова, пройдет в апреле в Санкт-Петербурге