Глобальные перспективы российских вузов: что показал рейтинг QS 2020

16
июня
2020

В тысячу лучших вузов мира вошли 28 российских университетов согласно международному рейтингу QS World University Rankings. Развитие отечественного высшего образования и роль международных рейтингов обсудили эксперты и ректоры ряда ведущих университетов на онлайн-конференции, состоявшейся в пресс-центре МИА "Россия сегодня".

В этом году Россия, как отметили эксперты QS, наряду с Малайзией и Австрией вошла в тройку стран, чьи университеты добились наибольшего роста показателей в глобальном рейтинге. Ровно половина российских университетов, вошедших в международный рейтинг этого года, – региональные вузы.

"Все российские университеты, за исключением одного, продемонстрировали рост по ряду показателей. В сотню лучших в мире входит по-прежнему лишь МГУ, поднявшийся за год на десять позиций. Лидерами по приросту академической репутации оказались университеты ИТМО и РУДН. По сравнению с прошлым годом, в тысячу вошли еще три игрока из России – это РАНХиГС, СПбГЭТУ "ЛЭТИ" и Пермский университет", – рассказала директор по глобальным партнерствам QS Ltd. Зоя Зайцева.

Как отметили эксперты QS, среди вузов передовых развивающихся стран – так называемой группы БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай) – российские университеты лидируют по таким показателям, как число иностранных студентов и репутация среди работодателей.

"Сотрудничество с рейтинговыми агентствами необходимо укреплять, развивая консалтинг вузов, что особенно полезно в вопросах международного сотрудничества. У нас действует международный клуб работодателей, являющихся выпускниками РУДН. Думаю, одна из важных задач сейчас – создать такой клуб для выпускников всех российских вузов", – прокомментировал проблему глобального продвижения отечественных университетов ректор РУДН Владимир Филиппов.

Российские университеты, по словам экспертов QS, еще не реализовали в полной мере потенциал расширения зарубежного сотрудничества, а значит, способны значительно повысить свою международную академическую репутацию.

"Все российские вузы, растущие в мировых рейтингах, растут за счет показателей академического признания. При этом у нас довольно слабые позиции по цитированию: мы отстаем, как и любая страна с большой национальной сетью университетов. Публикации наших ученых просто не поступают в библиотеки 80-90% вузов мира", – рассказал ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Для того чтобы повысить узнаваемость российской науки за рубежом, по мнению экспертов, необходимо создать национальную платформу поддержки и продвижения российских научных журналов. Как отметили участники обсуждения, ряд отечественных изданий уже входят в наиболее престижные квартили Q1 и Q2.

В настоящий момент многие университеты, как отметил ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий, формируют программу развития на следующие десять лет. "Мы должны заложить в план развития те векторы, которые предлагает мировая ситуация. Традиции фундаментального образования и множество молодых специалистов, которые приходят в том числе и в управление вузами, – самое важное для успеха, и у нас это есть", – заявил он.

Развитие университетов в современном мире, по мнению участников конференции, оказывает решающее влияние на будущее общества – как в социально-экономическом, так и в культурном плане.

"Нам необходима глубинная трансформация. Молодые люди, которые приходят к нам, – люди с принципиально новыми запросами. Думаю, университеты должны с большей открытостью идти на сотрудничество, создавая новые возможности для студентов. Объединяя свои усилия, мы должны масштабировать лучшие из развитых нами практик", –прокомментировала ректор НИТУ "МИСиС" Алевтина Черникова.

Большая часть вузов, представленных в глобальном рейтинге, – участники проекта "5-100", имевшего своей целью повышение конкурентоспособности российского образования. Программа дальнейшего развития российской науки, по мнению экспертов, должна опираться на достижения этого проекта.

"Фактически "5-100" стал лабораторией, в которой отрабатывались разные идеи, подходы, взгляды. Лучшее, из того, что было там отработано, будет перенесено на следующий этап программы. Его задача – переориентировать вузы страны от производства кадров к производству знаний", – рассказал заместитель председателя Совета программы повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов Андрей Волков.

Как отметил эксперт, число вузов, которые примут участие в дальнейшей трансформации образования, существенно возрастет: согласно планам Минпросвещения, речь идет о 100-120 российских университетах.

"Работая по программе "5-100", мы прошли огромный эволюционный путь. Для того чтобы число передовых университетов в России росло, я считаю, те вузы, что уже находятся на более или менее ведущих позициях в рейтинге QS, должны быть своего рода драйверами развития для тех, кто только начинает этим заниматься", – заявил ректор НИЯУ МИФИ Михаил Стриханов.

Падение показателей цитирования вузов "5-100" относительно других российских университетов участники конференции связали с тем, что вузы, не участвующие в программе, развиваются самостоятельно, также ориентируясь на глобальное признание.

"Региональные университеты активно продвигаются в международных рейтингах, в том числе в рейтинге QS, что говорит о том, что социально-экономическое развитие и развитие высшего образования в России становятся более сбалансированными”, – отметил ректор УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина Виктор Кокшаров.

Эксперты подчеркнули, что, хотя рейтинги университетов – необходимый и гибкий инструмент, развитие вузов не может свестись к "погоне" за престижным местом в том или ином рейтинге.

"Хотелось бы, чтобы методология рейтингов позволяла учитывать роль университета в улучшении жизни общества. Ориентируясь на рейтинги, мы можем и должны работать над тем, чтобы повышалась социально-экономическая и технико-политическая роль университетов", – отметил ректор СПбПУ Петра Великого Андрей Рудской

Наиболее важное в развитии вуза – разработать комплексную стратегию развития, считает ректор Самарского университета Владимир Богатырев. "Опыт нашего университета показывает, что главных элемента успеха три: широкое взаимодействие с региональными промышленными центрами; расширение научной коллаборации – как международной, так и внутри страны; выбор "гринфилдов", то есть перспективных областей научного развития, которые не обязательно соответствуют текущей структуре вуза", – рассказал он.

Изменения, которые переживает высшее образование в связи с пандемией COVID-19, по мнению участников конференции, не пройдут бесследно и послужат толчком к организационному и техническому развитию вузов.

"Коронавирус принудил образование перейти к развитию форматов, которые обладают большим потенциалом. Думаю, мы разработаем новые формы исследования – не обязательно рейтинги – которые будут учитывать соответствие вузов новым тенденциям, но все главное в нашей оценке останется неизменным", – отметила Зоя Зайцева.

Всемирный рейтинг университетов QS World University Rankings, составленный глобальным научно-исследовательским консультационным центром QS Quacquarelli Symonds, включает тысячу лучших университетов мира. QS использует шесть показателей для составления рейтинга — академическая репутация, репутация среди работодателей, индекс цитируемости, соотношение студентов и преподавателей, доля международных сотрудников и доля иностранных студентов.

Источник: РИА Новости

73