
В Государственной Думе состоялся «круглый стол» на тему «Подготовка научно-педагогических кадров: проблемы и пути совершенствования»
13 декабря 2016 г. В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации состоялся «круглый стол» на тему «Подготовка научно-педагогических кадров: проблемы и пути совершенствования». Вел «круглый стол» Председатель комитета по образованию В.А. Никонов. Приняли участие в дискуссии депутаты Государственной Думы, представители ряда министерств, Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, представители образовательного экспертного сообщества.
С основным докладом выступила заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Л.М. Огородова. В своем выступлении она кратко напомнила об истории и задачах института аспирантуры, коснулась таких вопросов, как содержание программ аспирантуры (ФГОСы и СУОСы), изменении места выпускника аспирантуры на рынке труда, оценки потребности в выпускниках аспирантуры, доступность аспирантуры, технологии реализации программ аспирантуры, государственная итоговая аттестация (ГИА), связь обучения в аспирантуре и защит диссертаций, представила перспективную модель развития аспирантуры. В своем выступлении Л.М. Огородова несколько раз с благодарностью отметила помощь экспертного сообщества в решении сложных задач развития высшего образования, особо подчеркнув роль «площадки» при Государственной Думе, в роли которой выступает Экспертный совет по высшему образованию.
С содокладом выступил Председатель экспертного совета при Комитете образования Государственной Думы Российской Федерации, ректор НИЯУ МИФИ М.Н. Стриханов. В его выступлении был раскрыт ряд особенностей работы аспирантуры в современных условиях, когда обучение в аспирантуре стало третьей ступенью высшего образования. Был отмечен и ряд проблем, где нормативная база нуждается в уточнении, в частности, при прохождении выпускниками аспирантуры ГИА. В докладе также было подчеркнуто, что защита диссертации является важнейшим итогом обучения в аспирантуре, однако разнесенной по времени (2-3 года) с окончанием аспирантуры. Успешно окончившие аспирантуру получают диплом государственного образца. В индикаторах вуза или научной организации необходимо установить процент защит аспирантами через 2-3 года после окончания аспирантуры. Важно также уделить особое внимание решению проблем подготовки научно-педагогических кадров в тех регионах, где отсутствуют диссертационные советы или аспирантуры, но не за счет качества научных исследований.
С сообщением выступил Председатель Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации В.М. Филиппов. Он рассказал об общих принципах открытия в организациях диссертационных советов, проблемах региональных университетов и сложности «удерживать планку» для диссоветов и диссертаций. Вместе с тем, он подчеркнул, что существенного сокращения сети диссоветов в ближайшее время не ожидается.
Далее с сообщениями выступило более двадцати специалистов, в том числе представители Минздрава России, Минтранса России, РАН, научно-исследовательских организаций, целого ряда ведущих, региональных и отраслевых университетов. Так, ректор Южного федерального университета М.А. Боровская рассказала об опыте материального стимулирования аспирантов, помимо привлечения их к НИР. Председатель рабочей группы профессоров РАН по вопросам интеграции науки и образования, зам. директора по н/р Института спектроскопии РАН А.В. Наумов внес предложения конкретных изменений во ФГОС, которые позволили бы медицинским образовательным и научным организациям переносить часть нагрузки из блока образовательных дисциплин и модулей
в блок научно-производственных практик и НИР, что больше соответствует специфике подготовке исследователей в данной области. Проректор МГУ А.А. Федянин рассказал о ходе решения МГУ и СПбГУ задачи перехода к самостоятельному открытию диссертационных советов. Также он сообщил о планах выдачи единого диплома кандидата наук и PhD. О вопросах интеграции отечественного и зарубежного образования говорил также проректор Высшей школы экономики Рощин С.Ю.
Среди поднятых вопросов особенно острая дискуссия разгорелась вокруг целесообразности выдачи отдельного диплома об окончании аспирантуры с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь». Некоторые выступавшие выражали опасение, что эта мера уменьшит стимул для аспирантур и самих аспирантов в решении главной задачи – подготовке и защите кандидатской диссертации. Вместе с тем, большинство выступавших признало разделение окончание аспирантуры и защиту диссертации мерой вынужденной, но единственно возможной, так как довести процент защит кандидатских диссертаций до уровня защиты магистерских дипломов в обозримом будущем не представляется возможным.
Еще одним важным вопросом, нуждающимся в решении, была отмечена необходимость ускорения работ по созданию профессиональных стандартов, в которых бы учитывался 8-9 уровень квалификации (выпускник аспирантуры, кандидат и доктор наук). Было поддержано предложение создать совместную с Минтрудом России рабочую группу по этому направлению.
В заключение В.А. Никонов подчеркнул позитивные итоги прошедшей дискуссии, важности подобных мероприятий для развития нормативного обеспечения образования, поблагодарил экспертное сообщество и выразил надежду на дальнейшую совместную продуктивную работу.