В НИЯУ МИФИ рассказали школьникам о профессиях будущего

12
сентября
2017

Роботы, системы искусственного интеллекта, био- и нанотехнологии активно входят в нашу жизнь, и специалистам необходимо получать новые знания и навыки, которые будут актуальны в быстро развивающемся мире.

9 сентября в НИЯУ МИФИ в рамках Торжественного открытия проекта «Университетские субботы» состоялась лекция для школьников на тему "Кратко о профессиях будущего". Представители университета рассказали слушателям, что необходимо изучать сегодня, чтобы завтра быть востребованным на рынке труда.

С приветственным словом к участникам мероприятия обратился ректор НИЯУ МИФИ М.Н. Стриханов. «Наш университет проводит «Университетские субботы», чтобы профессионально сориентировать наших учащихся на то, что их может ожидать в вузах и в дальнейшей карьерной деятельности», – начал лекцию Михаил Николаевич. Говоря о научно-образовательной политике вуза, ректор напомнил, что она базируется на триаде: образование, основанное на научных исследованиях, и промышленные инновации.

Важно отметить, что НИЯУ МИФИ по рейтингам входит в пятерку сильнейших российских университетов. Выпускники МИФИ – в числе самых высокооплачиваемых в России, по отзывам самих студентов, вуз находится на лидерских позициях.

По словам ректора, поступить в университет можно по разным траекториям: учиться в Предуниверситарии, в инженерных классах, в заочной сетевой школе, в вечернем лицее.

Ректор акцентировал внимание на том, что ожидает школьников в случае поступления в МИФИ: «Так как наш университет – участник программы глобальной конкурентоспособности, то у нас международные стандарты образования, диплом МИФИ котируется и воспринимается как в России, так и за рубежом. У студентов, проявивших отличные способности, есть возможность проходить стажировки за границей».

Ректор отметил большое количество программ с российскими, зарубежными университетами и с промышленными предприятиями. Например, магистерская программа МИФИ с Всероссийской академией внешней торговли сочетает инженерную подготовку с подготовкой мировой экономике, здесь готовят фактически дипломатов-инженеров по продвижению российских технологий за рубеж.

М.Н. Стриханов затронул целый ряд глобальных проблем, которые потребуют «умных голов» и очень квалифицированных специалистов: «Мы, старшее поколение, оставляем вам, с одной стороны, богатое наследство, с другой – проблемное наследство. Отсюда вытекают ваши функции как людей, которые будут представлять основную производительную силу страны через 20-25 лет». Будущим специалистам предстоит решать проблемы экологии, роботизации, нехватки ресурсов, искать новые источники энергии, предлагать варианты повышения качества жизни.

В подтверждении своих слов Михаил Николаевич назвал профессии на стыке разных областей знаний, которые сейчас звучат экзотически, но будут обычными лет через 20.

Архитектор дополненной реальности, проектировщик «умных» сетей (Smart grid) и «умных» АЭС, эконанотехнолог, оператор медицинских роботов – и это далеко не все профессии будущего, с которыми более подробно познакомили представители пяти ведущих Институтов университета. Из выступлений спикеров школьники узнали, что МИФИ готовит высокопрофессиональных, способных к самообразованию, с широким кругозором, умеющих работать в команде и быстро адаптироваться к происходящим изменениям специалистов будущего. Им также рассказали о развитии технологий, последних научных прорывах и о реальных разработках студентов НИЯУ МИФИ.

В своем выступлении директор Института ядерной и технологий Н.С. Барбашина отметила, что деятельность Института основана на органичном сочетании учебного и научных процессов как фундаментальных исследований (исследования в области физики ядра, элементарных частиц и космофизики), так и прикладных (разработки в области ядерных технологий, новых материалов и ядерно-энергетических установок).

На примере Института лазерных и плазменных технологий директор А.П. Кузнецов рассказал про преимущества квантовых технологий и как глобальные вызовы формируют запрос на будущие специальности.

Директор Инженерно-физического института биомедицины И.Н. Завестовская акцентировала внимание на науках о жизни, почему важно совмещать такие области знаний, как ядерная физика, медицина и нанотехнологии и какие ожидаются достижения в биомедицине. Например, одна из профессий будущего – дизайнер киберпротезов. Так называемый «продвинутый нейрохирург» будет заниматься разработкой и вживлением функциональных искусственных устройств (киберпротезов) и органов, совместимых с живыми тканями.

Научные разработки – главная движущая сила будущей экономики. Об этом подробно рассказал представитель Института нанотехнологий в электронике, спинтронике и фотонике Ю.Д. Сибирмовский: «Мы работаем по принципу: от фундаментальных исследований до технологий и до конечного прибора. Наши мощности позволяют делать это в процессе обучения в МИФИ».

Директор Института интеллектуальных кибернетических систем С.Ю. Мисюрин выделил мировые проблемы и вызовы, которые определяют развитие информационных технологий в настоящее время. В ИИКС занимаются исследованиями и инновационными разработками в области кибернетики, робототехники, искусственного интеллекта, а также информационной и финансовой безопасности.

Лекция вызвала большой интерес аудитории. Школьники активно задавали вопросы об исследованиях и проектах МИФИ, которые прошли все стадии от идеи до внедрения в реальную жизнь, в каких областях будет преуспевать робототехника, в каком направлении будет развиваться общество. По окончании мероприятия желающие посетили лаборатории и научные центры МИФИ.

По отзывам слушателей, лекция оказалась полезна не только с точки зрения получения новых знаний, но и понимания того, что такое МИФИ и почему здесь стоит учиться.

Анастасия Михайлова, 11 класс: «Сначала я думала, что исследовательский университет – это просто название, которое за собой ничего не несет. Уже после слов ректора, я поняла, что здесь реально ведутся разработки, ученые вместе со студентами проводят научные исследования. Приятно осознавать, что в России существуют такие вузы как МИФИ. Лекция понравилась, меня заинтересовало направление «Программная инженерия» Института интеллектуальных кибернетических систем, куда и планирую поступать в следующем году».

Николай Гречихин, 9 класс: «Мне родители посоветовали сходить на эту лекцию, и я не пожалел. Спикеры говорили про ядерные технологии и профессии, связанные с ними, – вот это меня привлекло. Я буду поступать в лицей при МИФИ, а в дальнейшем и в университет».

Маргарита Смитиенко, 10 класс: «Конечно, я рассматриваю МИФИ как вуз, где хочу учиться, иначе бы меня здесь не было. Все понравилось, особенно тема про углеродные нанотрубки».

Дмитрий Бородин, 11 класс: «Когда я буду выбирать вуз, то полученная сегодня информация мне приходится. В лекции затронули довольно много тем, которые достойны представили. Это и кибернетика, и нанотехнологии, и биоинженерия. Лично я хотел бы заниматься конструированием приборов и установок».

Алексей Чувилин, 10 класс: «Ректор доступно рассказал про исследования, проводимые в университете. Мне кажется, что сейчас перспективны IT-направление и биомедицина, поэтому я связываю свое будущее с этими областями. Сходил на экскурсию в Наноцентр, впечатлили установки, на которых работают студенты».

18