Представители НИЯУ МИФИ приняли участие в международной школе по ускорительной физике CERN

21
июня
2018

Со 2 по 15 июня на озере Туусула (вблизи города Хельсинки, Финляндия) наблюдалась повышенная концентрация инженеров и физиков, занимающихся диагностикой пучков заряженных частиц на современных ускорителях и коллайдерах. Более 90 человек разного возраста из 28 стран, от студентов до состоявшихся специалистов, приехали поучаствовать в очередном специальном курсе школы ускорительной физики CERN, посвященной инструментам и технологиям диагностики пучков (The CERN Accelerator School - Beam Instrumentation).

мифи mephi (1).jpg

Среди студентов Школы были представители лаборатории «Излучение заряженных частиц» (ИНТЭЛ НИЯУ МИФИ): Александр Савченко (аспирант кафедры №67) и Дарья Сергеева (ассистент кафедры №67). Они выиграли грант на участие от организаторов Школы. Стоит отметить, что таких грантов на всю Школу – а это более сотни участников – было всего 10.

В течение двух недель 25 лекторов – действующих специалистов крупнейших университетов и научных центров, таких как CERN, GSI, DESY, University of Rome Tor Vergata, Royal Holloway, University of Dundee, INFN-LNF, Helsinki Institute of Physics и др. – делились со слушателями своими теоретическими и практическими знаниями.

«Сбалансированная, грамотно и тщательно продуманная программа позволила студентам познакомиться с различными методами диагностики как электронных, так и протонных пучков заряженных частиц на линейных и кольцевых ускорителях и коллайдерах, разобраться в особенностях и отличиях возмущающих и невозмущающих методов. Удивляет не только широкий диапазон охваченных тематик (от способов диагностики тока, размеров, интенсивности, гало, эмиттанса пучков до введения в аналоговую электронику, введения в оптику, численных методов, коллективных эффектов и систем синхронизации), но и основательный подход лекторов. Все презентации содержали мощную теоретическую базу и массу примеров из работы на реальных действующих установках», – отметила Дарья Сергеева.

мифи mephi (2).jpg

В программу Школы включили четыре двухдневных секции практических занятий, которые должен был выполнить каждый студент: Profile Measurements, Beam Position Monitors, RF, Digital Signal Processor. Эти занятия стали возможными благодаря привезенному из GSI, DESY, CERN и Royal Holloway оборудованию, общий вес которого превысил 1500 кг. В рамках занятий студентам, разбитым на малые группы, было предложено измерить эмиттанc, профиль и гало пучка (роль пучка заряженных частиц при этом выполнял лазерный луч); измерить ток пучка; измерить положение пучка с помощью реальных мониторов положения пучка (beam position monitors: button, stripline, cavity BPMs); познакомиться с пакетами моделирования и смоделировать работу BPMs. Эти вопросы являются ключевыми для работы любых современных ускорительно-излучательных комплексов: коллайдеров, синхротронов, лазеров на свободных электронах.

мифи mephi (3).jpg


«Несмотря на очень плотную научную составляющую, организаторы предусмотрели и социальную программу. Для знакомства всех участников пригласили на ужин в музей театра, где все учащиеся и преподаватели смогли почувствовать себя настоящими актерами на сцене», – поделился Александр Савченко.

Также была организована полная увлекательной научной информации экскурсия по национальному парку Нууксио. «Чтобы искупаться во всех озерах Финляндии, вам понадобится каждый день без исключения на протяжении 40 лет заходить в 10 озер», – начала свой рассказ сотрудник национального парка, на территории которого находится более 80 небольших озер. Трехчасовой поход по парку, включивший в себя знакомство с техникой ориентирования на местности, установки армейской палатки и разведения костра закончился прогулкой под парусами на кече и баркентине по Финскому заливу.

Так как одной из целей организаторов Школы являлось создание условий и среды для живого общения физиков, в программу включили постер-сессию, где каждый желающий мог представить результаты своих исследований, а также три часовых секции-дискуссии, на которых студент мог задать вопрос любому лектору или предложить тему для совместного обсуждения. На одной из таких дискуссий организаторы устроили видео-мост с центром управления Большим адронным коллайдером, в ходе которого обсуждались детали работы и управления этим сложнейшим исследовательским комплексом.

Все прочитанные лекции доступны на сайте Школы https://cas.web.cern.ch/schools/tuusula-2018.

25