Завершился Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юниор-2020»

05
февраля
2020

Всероссийский конкурс исследовательских работ школьников «Юниор» проводится в НИЯУ МИФИ с 1998 года. В этом году подать работы на конкурс можно было по двум комплексным направлениям (естественные и инженерные науки) в рамках шести секций: математика, физика и астрономия, информатика, робототехника, биология и экология, химия.

Основной целью конкурса «Юниор» является развитие у школьников интереса к науке и технике, а также привлечение научно-лабораторного и педагогического потенциала вузов к школе. В состав жюри традиционно входят не только представители НИЯУ МИФИ, но также других ведущих вузов и институтов РАН. Помимо очного этапа, ряд защит проводится дистанционно на базе Нижегородского технического университета им. Р.Е. Алексеева.

Всего в 2019-2020 учебном году участниками отборочного этапа конкурса стали более шестисот школьников, которые представили 573 проекта. К участию в финальном этапе, который проходил с 31 января по 2 февраля, были допущены 235 проектов.

О некоторых представленных работах рассказали их авторы:

Елена Нарских, 10 класс, лицей №1511 Предуниверситария НИЯУ МИФИ, г. Москва, секция «Физика и астрономия»:

Мой проект называется «Индикатор инфракрасного излучения». Термин «инфракрасное излучение» на слуху, потому что он используется во многих сферах: в медицине, в системах дистанционного управления, в системах отопления, в охранных системах и т.д.

Целью моей работы было создать небольшой, недорогой и лёгкий в использовании индикатор инфракрасного излучения. Его стоимость составила всего 610 рублей, работа над проектом заняла около полугода.

Даниил Саутнер, 11 класс, гимназия №1, г. Челябинск, секция «Физика и астрономия»:

Существующие методы прогноза геомагнитных бурь недостаточно точны, они дают всего 30-50% точности на 1-2 дня вперёд. Поэтому я решил заняться этой проблемой и создать собственную модель, на основе которой можно будет делать предсказания.

Для этого я использовал алгоритм нейронной сети. Изначально я использовал одиночную нейронную сеть, но такой подход дал точность всего 30-40%. Поэтому я выбрал три лучших нейронных сети, которые делают независимые предсказания, и те объединяются четвёртой сетью. Такой подход дал прогноз с точностью до 66,5% на 7 дней вперёд.

Я собирал из открытых источников данные с 2011 по текущий год и на них обучал программу. Работа над проектом заняла у меня год.

Элина Дубровкая, 11 класс, лицей №9, г. Новосибирск, секция «Биология и экология»:

За последнее время увеличилась заболеваемость меланомой, которая во многих случаях ведёт к смерти. Меланома развивается на месте родинки, а родинка – это результат работы меланоцитарных клеток, которые вырабатывают меланин.

Целью моего проекта стало изучение возрастных изменений функциональной активности меланоцитарных клеток in vivo в детском возрасте. Для этого мы проводили осмотр кожных покровов и определяли невусы диаметром более 3 мм, проводили дерматоскопию и определяли уровень меланина в коже. Оказалось, что уровень меланина с возрастом увеличивается.

Также в результате анкетирования мы выявили, что дети мало осведомлены об этой проблеме. Поэтому мы проводили для них классные часы и рассказывали о способах снижения риска возникновения этого заболевания.

В число победителей и призёров конкурса вошли более 60 человек. Кроме того, две работы были рекомендованы к участию в Международном смотре научного и технического творчества школьников ISEF, который проводится ежегодно в мае в США. Это проекты «Портативный аэрозольный пробоотборник с жидкой фазой, установленный на дроне, для мониторинга биологических угроз» (Анастасия Кадырова, Вероника Кириллова, Университетский лицей №1511 Предуниверситария НИЯУ МИФИ) и «Метилформиат как восстановитель в реакциях восстановительного аминирования» (Антон Кузнецов, Фёдор Клюев, ГБОУ «Школа имени Маршала В.И. Чуйкова»).

113