В НИЯУ МИФИ обсудили задачи подготовки кадров для наноиндустрии
19 ноября в НИЯУ МИФИ прошло совещание по вопросам взаимодействия головных организаций наукоемких отраслей по тематическим направлениям деятельности Национальной нанотехнологической сети (ННС) и научно-образовательных центров вузов в области подготовки кадров.
В совещании приняли участие представители Министерства образования и науки РФ, руководители головных организаций, научно-образовательных центров (НОЦ) и ведущих вузов – участников Национальной нанотехнологической сети (присутствовали представители 40 организаций, из которых 10 головных): НИЯУ МИФИ, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», МФТИ, НИТУ «МИСиС», НИУ «МЭИ», УрФУ, ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ», МГТУ им. Н.Э. Баумана, НИЦ «Курчатовский институт», ОАО «ВНИИНМ» и др. Также на совещании присутствовали представители ОАО «Российская электроника», Фонда инфраструктурных и образовательных программ «Роснано» и ЗАО «Концерн «Наноиндустрия». Таким образом, совещание носило межведомственный характер.
Деятельность ННС регламентирована Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2010 г. № 282 и направлена на развитие и реализацию потенциала отечественной науки, промышленности и образования в области нанотехнологий и наноматериалов. Задачей ННС является повышение конкурентоспособности российской экономики, перевод её на инновационный путь развития, а также создание условий для масштабного наращивания объема производства продукции наноиндустрии и выхода российских организаций на мировой рынок высоких технологий.
В развитии Национальной нанотехнологической сети важное место занимает подготовка кадров для наноиндустрии, поэтому целевой ориентацией совещания стал анализ образовательного сегмента ННС и выработка предложений по его дальнейшему развитию. Значительная роль высшей школы в развитии наноиндустрии обусловлена тем, что в состав ННС на сегодняшний день входят 40 НОЦ, расположенных в 37 российских вузах, и 79 центров коллективного пользования (ЦКП) по нанотехнологическим направлениям.
Выбор НИЯУ МИФИ, как площадки для проведения совещания, был не случаен, поскольку наш университет является одним из двух российских вузов - координаторов образовательной деятельности ННС. Кроме того, НИЯУ МИФИ выполняет функцию головной организации по тематическому направлению деятельности ННС «Функциональные наноматериалы для энергетики».
Начальник отдела Минобрнауки РФ А.А. Семин в приветственном слове рассказал о планах министерства по перспективам развития Национальной нанотехнологической сети. Он отметил, что на сегодняшний день в планах министерства стоит задача по внесению изменений в Постановление Правительства РФ по ННС, касающихся включения в органы координации Сети координаторов образовательной деятельности – НИЯУ МИФИ и СПбГЭТУ «ЛЭТИ». Еще одним предложением является закрепление за министерством полномочий по корректировке и утверждению тематических направлений деятельности ННС. Корректировку тематических направлений по наноиндустрии, по словам представителя Минобрнауки, планируется проводить один раз в четыре года.
Открывая совещание, и.о. проректора по инновационному развитию НИЯУ МИФИ Н.И. Каргин отметил, что такие совещания проводятся ежегодно, и на них традиционно анализируется состояние ННС, вырабатываются согласованные предложения по дальнейшему развитию образовательного сегмента сети, повышению эффективности его использования. Обозначив цель мероприятия – обсуждение использования образовательного потенциала НОЦ ННС в решении задачи подготовки кадров для наноиндустрии – он выразил надежду, что предложения, сформулированные по итогам совещания, помогут решить насущную проблему по привлечению креативных студентов не только на предприятия отечественной наноиндустрии, но и в другие отрасли современной России.
Развивая тему, Н.И. Каргин сделал доклад «О координации образовательной деятельности Национальной нанотехнологической сети: взаимодействие с головными организациями отраслей по тематическим направлениям деятельности ННС по задачам воспроизводства и сохранения научных и научно-педагогических кадров». В своем выступлении он осветил задачи, стоящие перед координаторами образовательной деятельности ННС, в частности перед НИЯУ МИФИ, обозначил проблемы, которые мешают их успешному решению и высказал свои предложения. «Для плодотворного функционирования Национальной нанотехнологической сети, преодоления возникающих проблем, необходимо создание «Центра мониторинга потребности наноиндустрии в кадрах», – отметил Н.И.Каргин.
Н.И. Каргин также проинформировал, что в сентябре подана заявка от НИЯУ МИФИ на получение статуса Федеральной инновационной образовательной площадки «Сетевая система профессионально-ориентированной подготовки кадров для наноиндустрии на основе взаимодействия ведущих университетов и головных организаций по тематическим направлениям деятельности ННС».
Президент Нанотехнологического общества России, генеральный директор ЗАО «Нанотехнология – МДТ» В.А. Быков представил доклад «Нанотехнологическая сеть России и возможности развития новых технологий с использованием потенциала отечественных приборо- и машиностроительных производств». Он сообщил о созданном в 2013 году Межотраслевом объединении наноиндустрии, которое является консолидированным представителем интересов предприятий наноиндустрии в органах государственной власти, в российских и иностранных организациях, а также среди крупнейших потребителей. «Обеспечение реализации коллективных проектов поддержки в интересах субъектов наноиндустрии – одна из главных целей деятельности объединения», – подытожил В.А.Быков.
Тему продолжил заместитель генерального директора ОАО «Росэлектроника» А.В. Брыкин, он рассказал об опыте предприятия по системному подходу к развитию подготовке кадров в Оборонно-промышленном комплексе (ОПК). Как отметил А.В. Брыкин, ключевыми моментами в кадровой работе стали «перспективные направления развития сотрудничества предприятий холдинга с вузами и региональными властями в сочетании с повышением престижности профессии инженера, как со стороны высших учебных заведений, так и со стороны промышленных предприятий».
По словам А.В. Брыкина, в плане перспективы сотрудничества с вузами необходима координация взаимодействия через интегрированные структуры в промышленности. Именно управляющие компании холдингов должны аккумулировать потребности в кадрах, и на базе сформулированных программ должно происходить формирование или корректировка учебных планов и программ обучения по различным кафедрам. «Именно тогда и появится профориентация не по специальности вообще, а под те конкретные инновационные проекты, которые буду реализованы на наших площадках в виде оборудования и технологических линеек», – подчеркнул А.В.Брыкин. Он также отметил, что совместная деятельность в области НИОКР невозможна, если взаимодействия предприятий и вуза не будут синхронизированы.
Руководитель отдела по работе с образовательными программами департамента образовательных программ РОСНАНО С.У.Нисимов представил предложения по развитию кадрового потенциала наноиндустрии. В своем докладе он поделился опытом работы Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО по разработке учебных программ для подготовки специалистов для наноиндустрии. Деятельность Фонда, по словам С.У.Нисимова, направлена на поддержку и развитие всех российских предприятий наноиндустрии и базовый принцип его работы – делать только те образовательные проекты, которые интересны работодателю.
Выступающие на совещании докладчики обозначили перспективы и выделили приоритеты развития ННС, затронули вопросы состояния сети в целом и отдельных её участников. В докладах представителей головных организаций были отражены вопросы подготовки и переподготовки кадров по направлениям деятельности головных организаций ННС и предприятий наноиндустрии. Выступающие делились опытом взаимодействия с вузами в научно-технической сфере и опытом использованием образовательного потенциала базовых кафедр и центров подготовки кадров.
В результате обсуждения по итогам совещания было принято решение рекомендовать координаторам по образовательной деятельности – НИЯУ МИФИ и СПбГЭТУ «ЛЭТИ» – совместно с головными организациями по направлениям деятельности ННС: систематизировать данные об образовательных ресурсах, располагающиеся в Центрах подготовки головных организаций ННС; сформировать отраслевой реестр образовательных ресурсов и организовать доступ к нему на портале инновационной образовательной площадки; проработать с головными организациями обращение в Минобрнауки РФ за ресурсной поддержкой по созданию Центра мониторинга потребности наноиндустрии в кадрах.