Семинар Брайана Грима в МИФИ

12
май
2014

30 апреля доктор Брайан Грим, президент Фонда религиозной свободы и бизнеса, провел в нашем университете семинар «Свобода вероисповедания – светское, духовное, общественное». В начале семинара он отметил, что НИЯУ МИФИ представляет собой хорошую модель того, как можно преодолевать имеющиеся проблемы религии в сфере науки и бизнеса. В свою очередь ректор НИЯУ МИФИ Михаил Стриханов подтвердил актуальность проводимого мероприятия и подчеркнул важность взаимосвязи науки и религии, особенно в сфере образования молодых людей.

Первая часть семинара «Развивающаяся религия и растущие ограничения на религию» представила обзор мировых религиозных и религиозно неангажированных групп населения. Вначале Брайан Грим рассказал о своем исследовании, в котором первым вопросом стоит представление о религии в целом.

Он изучал мнение людей в большинстве стран мира, узнавая, что подразумевается под этим понятием; собирал и накапливал качественные и количественные данные, которые дали возможность сделать интересные выводы (например, о том, что христианство в настоящее время не является преимущественно европейской религией и существует четкая взаимосвязь религии и численности населения), а также спрогнозировать будущее религии в целом. Обсуждался вопрос различия понятий «религиозная идентичность», «религиозный национализм» и «религиозный фанатизм», был приведен анализ причин повышения ограничений на религию на правительственном уровне, а также количества происходящих по всему миру социальных конфликтов на религиозной почве, а также уроков, которые необходимо извлечь из событий «арабской весны».

Во второй части семинара «Светские – духовные формулировки религиозных свобод» рассматривались сходства и различия данных формулировок.

А третья часть мероприятия была посвящена обсуждению прагматичных формулировок религии и свободы вероисповедания. Теория о религиозной экономике, а именно последние работы в этой области сосредоточены на том, как религиозная свобода связана с рядом социальных и экономических выгод. Участники семинара обсудили сильные и слабые стороны этого подхода и попытались ответить на вопрос: является ли религиозная свобода причиной или следствием позитивных социальных и экономических результатов или просто соотносится с ними. Последний рассматриваемый вопрос касался изучения последствий религиозных свобод для политики, социальных институтов и бизнеса в том случае, если религиозная свобода действительно взаимосвязана с социально-экономическими результатами.

37