Письмо ректору

Телефонный   справочник

Электронная     почта

Министерство науки и высшего образования РФ
5-100.png Программа повышения конкурентоспособности
Противодействие коррупции
Наука и образование против террора
Диссертационные советы
Российский студенческий центр
Социальный навигатор
Оформление социальной студенческой карты
Study in Russia
NEVOD.png Уникальная научная установка НЕВОД
TEMP.png Турнир «ТеМП 2018»
50x75.png Международная олимпиада для студентов
Олимпиада «Я - профи»
eend_fond.png Эндаумент-фонд НИЯУ МИФИ

Новости университета

Ученые НИЯУ МИФИ в составе международной коллаборации PHENIX 30.05.2015

Ученые НИЯУ МИФИ в составе международной коллаборации PHENIX

В эксперименте PHENIX, проводимом на релятивистском коллайдере тяжёлых ионов (RHIC, Брукхейвен, США), группа специалистов из МИФИ начала работать с 24 декабря 2014 года. В настоящее время в состав международной коллаборации входят 560 ученых из 76 университетов, расположенных в 14 странах мира.

PHENIX является не единственной коллаборацией на RHIC, в составе которой работают физики из НИЯУ МИФИ. С 1994 года сотрудники Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» принимают активное участие в работе коллаборации STAR.

Экспериментальные исследования столкновений тяжелых ионов при высоких и промежуточных энергиях ведутся уже на протяжении более тридцати лет. Основной целью данных исследований является поиск и изучение свойств нового состояния материи – кварк-глюонной плазмы, которая образуется при экстремально высоких температурах и/или плотностях энергии и состоит из квазисвободных кварков, антикварков и глюонов. Предполагается, что Вселенная находилась в данном состоянии в первые мгновения после Большого Взрыва (около 10−11 с). Впервые кварк-глюонная плазма была экспериментально получена в 2005 году при изучении столкновений ядер золота при энергии ÖsNN = 200 ГэВ в экспериментах STAR (Solenoidal Tracker at RHIC) и PHENIX (Pioneering High Energy Nuclear Interaction eXperiment) на коллайдере RHIC, расположенном в Брукхейвенской национальной лаборатории (США).

В число основных открытий, сделанных в эксперименте PHENIX в области релятивистской ядерной физики в результате изучения центральных столкновений тяжелых ядер, входит:

- Первое экспериментальное наблюдение эффекта гашения струй (“jet quenching”) в 2002 году, проявляющегося в подавлении выхода адронов с большими поперечными импульсами. [1]
- Открытие универсальности масштабирования эллиптического потока, измеренного для различных идентифицированных адронов в зависимости от их кинетической энергии, с числом валентных кварков в 2006 году. Обнаруженный эффект демонстрирует партонную природу коллективных эффектов, обнаруженных на ускорителе RHIC. [2]
- Первое измерение спектров рождения мягких прямых фотонов, что позволило оценить температуру образующейся в столкновениях кварк-глюонной плазмы. Эта температура оказалась чрезвычайно высокой, порядка 4x1012 градусов по Цельсию, что в сто тысяч раз превосходит температуру в центре Солнца. [3]
- Открытие коллективных потоков в малых системах, в столкновениях легких и тяжелых ядер: d+Au и He3 + Au при энергии 200 ГэВ. [4]

Одним из направлений, которым занимается группа МИФИ в коллаборации PHENIX, является изучение эффекта гашения струй через измерение спектров рождения по поперечному импульсу для различных типов адронов, образующихся в столкновениях различных ядер: Au+Au, Cu+Au, Cu+Cu и U+U. Это направление возглавляют профессора В.М. Самсонов и В.Г. Рябов из Петербургского института ядерной физики им. Б. П. Константинова (ПИЯФ). Группа ученых из ПИЯФ работает в коллаборации PHENIX уже более 20 лет, была ответственна за разработку и создание основного детектора центральной трековой системы эксперимента – дрейфовых камер.

Вторым научным направлением является изучение коллективных потоков частиц, рождающихся в ядро-ядерных столкновениях. Это направление возглавляет доцент кафедры 67 А.В. Тараненко. С 2001 по 2015 год он возглавлял это направление в группе PHENIX из университета Стони-Брук (США).

Коллаборация PHENIX заинтересована в участии студентов и аспирантов МИФИ в эксперименте и обработке экспериментальных данных. В рамках подготовки к научно-исследовательской работе (НИРС) по данному научному направлению для студентов 1-3 курса факультета “T” с сентября 2015 года будут прочитаны следующие факультативные курсы:

1) Программирование на языке С++
2) Основы обработки экспериментальных данных с помощью пакета ROOT
3) Основы релятивистской ядерной физики
4) Оформление и подготовка научных презентаций

Хорошо проявившие себя студенты будут направляться в Брукхейвенскую национальную лабораторию (США) на срок 2-4 месяца для проведения физического анализа экспериментальных данных, обсуждения с коллаборацией получаемых результатов, участия в работе и наборе данных международной коллаборации PHENIX.

[1] (PHENIX Collaboration), “Suppression of hadrons with large transverse momentum in central Au+Au collisions at 130 GeV, Phys.Rev.Lett. 88 (2002) 022301