Кафедра педагогики и методики естественнонаучного образования НИЯУ МИФИ провела вебинар, посвященный техносфере современного учебного заведения

29
марта
2016

9 марта кафедра педагогики и методики естественнонаучного образования НИЯУ МИФИ (№74) при поддержке Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании провела вебинар на тему «Техносфера современной школы как особая образовательная среда». Руководителем проекта «Открытые вебинары» выступает доктор педагогических наук, заведующая кафедрой №74 НИЯУ МИФИ, председатель Комиссии по развитию науки и образования Общественной палаты РФ, руководитель рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности» центрального штаба Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» Любовь Николаевна Духанина.

Вебинар провели руководитель образовательных проектов кафедры №74 НИЯУ МИФИ Андрей Владимирович Вильчинский и кандидат технических наук, заместитель директора МОУ СОШ №29 г. Подольска по научно-исследовательской и инновационной деятельности, учитель физики и астрономии высшей категории, лауреат премии Правительства РФ в области образования Игорь Сергеевич Царьков. В мероприятии приняли участие почти 200 преподавателей российских школ.

Сегодня каждое образовательное учреждение формирует свою техносферу — совокупность технологий, оборудования, программных и методических ресурсов, образовательного контента, нормативов, коммуникаций. Важнейшим элементом техносферы является информационно-коммуникационная среда, в которой одновременно функционируют сотни различных устройств — гаджетов, планшетов, нетбуков, серверов, объединенных в единую локальную сеть.

Именно комплексное развитие ИКТ-среды приводит к созданию цифровой школы, под которой мы понимаем модель учебного заведения, в котором в цифровых технологиях проводится как процесс основного и дополнительного образования, так и процессы администрирования и мониторинга работы образовательного учреждения. Цифровым в такой школе является и обычный урок, будь то математика, физика или литература, и любой кружок или факультатив.

Реализация такой модели требует решения ряда задач по созданию единого информационного пространства школы — автоматизированной системы обучения, контроля и администрирования. Весь комплекс задач, стоящих перед школой, разбит на несколько основных функциональных блоков, реализация которых обеспечивает создание полноценной техносферы школы:

  • Использование компьютерных технологий в предметных областях;
  • Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в дополнительном образовании;
  • Управление учебно-воспитательным процессом;
  • Контроль качества обучения и мониторинг;
  • Административно-хозяйственное управление образовательным учреждением;
  • Информационное обеспечение процессов обучения и развития учащихся;
  • Охрана здоровья, профилактика заболеваний и физическая культура;
  • Охранная система видеонаблюдения и СКУД;
  • Информационное обеспечение общественной жизни школы.

В рамках вебинара было рассмотрено решение этих задач на базе школы №29 г. Подольска. Также Игорь Сергеевич Царьков рассказал о реализации инновационных проектов основного образования: «комплекс цифровых лабораторий естественнонаучного цикла», «фронтальный эксперимент по физике в цифровой школе», «формирование естественнонаучной грамотности при изучении физики в цифровой школе», «1 ученик – 1 компьютер». Для реализации эксперимента «1 ученик – 1 компьютер» здесь выбрали вариант «Электронный портфель учащегося», который предполагает полный отказ от бумажной и меловой технологии. Персональное электронное устройство ученика, будь то нетбук или планшет, полностью заменяет все содержимое традиционного школьного портфеля: учебники, задачники, дневники, тетради, контурные карты, письменные принадлежности.

Было уделено внимание и инновационным проектам дополнительного образования. Техносфера школы №29 включает 3D-кинотеатр, студию для создания виртуальной реальности, уникальный астрономический комплекс с цифровым планетарием и автоматизированной обсерваторией, школьное телевидение, нанолабораторию, лабораторию робототехники, лабораторию 3d-моделирования, лабораторию авиа- и ракетомоделирования, лабораторию биотехнологий, автоматизированную метеостанцию, центр космического мониторинга.

Вебинар вызвал живой интерес участников, о чем свидетельствует количество заданных вопросов, посмотреть которые можно здесь: https://yadi.sk/i/NeM804-3qPnys.

«Мы планируем провести серию вебинаров о подольской школе №29. Первая наша встреча была посвящена техносфере современного учебного заведения, в дальнейшем поговорим о реализации эксперимента «1 ученик-1 компьютер» и проведении лабораторных работ по физике. Интересно отметить, что техническое сопровождение вебинара оказывали ученики школы и справились они на «отлично». На мой взгляд, это один из лучших показателей эффективности обучения, — говорит Любовь Николаевна Духанина. — Много комментариев на вебинаре было об отсутствии подобной инфраструктуры в школах удаленных регионов. Таким учебным заведениям я рекомендую обратить внимание на возможность бесплатного удаленного использования лабораторного оборудования школы №29, возможность использования которого будет отдельно анонсирована НИЯУ МИФИ».

Добавим, что посмотреть вебинар в записи можно на сайте https://youtu.be/Kfn5uj3Zn9E, а для участия в предстоящих мероприятиях кафедры педагогики и методики естественнонаучного образования НИЯУ МИФИ необходимо зарегистрироваться по ссылке http://bit.ly/webMIFI.

13